Июль в разгаре, погода для пробежек прекрасна! Сегодня на бегу со мной заслуженный деятель искусств Южной Осетии, главный режиссёр театра «Мастерская», Роман Габрия. Как давно ты совершал пробежку по городу?
Когда я работал в Дрездене в театре «DEREVO», я бегал каждый день, регулярно. Я составил себе красивый маршрут. Я выбирал улочки, которые немножко поднимаются вверх, спускаются вниз. И вверх я бежал спиной, потом переворачивался, потом снова и менял скорости.
Что тебе дала работа в театре «DEREVO» Антона Андасинского?
Я увидел европейский театр во всех его проявлениях. Это полностью воспитало мой глаз, потому что до этого я не размышлял о театре как о живописном полотне. Я после этого стал смотреть в зеркало сцены, как в раму на картине.
Ты несколько раз ставил «Гамлета». Что для тебя эта пьеса?
В Осетии я пытался открыть эту пьесу ключом кровной пьесы. Мне было важно исследовать этот сюжет с людьми, в которых ещё жива эта традиция. А здесь — о шекспировском театре, о самой природе театра. «Мастерская» — это такое место, где я могу реализовывать свои мечты. Например, крайняя премьера — я написал поэму об Иисусе Христе, о его земной жизни от рождения до распятия. Ну какой ещё театр может себе такое позволить? Не решатся люди, потому что сложная тема. Все мизансцены я сделал на основе живописи. В русской живописи Иисус всё время живой человек. Он как будто находится среди нас, как будто живёт во времена, когда художник писал его. А в средневековой живописи, она показывает нам степень страдания Иисуса.
Кто Пушкин у тебя?
Пушкин — бесконечная, бездонная история. Его каждый раз открываешь заново. Когда я уже поставил спектакль, мне сразу стало обидно: как много я ещё не знаю, не понимаю. Надо начинать всё сначала, чтобы снова соприкоснуться с Пушкиным. Но я никогда не думал, что я буду его ставить. Пушкин был каким-то табу.
Кто из мировых режиссёров для тебя является самым ярким авторитетом?
Брук.
Как всё успевать?
Не торопиться.
Что тебя ждёт как режиссёра впереди?
Впереди «Бесы» Достоевского.