Вакцину от коронавируса ищут во всем мире. Первыми исследования в этом направлении начали в Китае. Сейчас, по данным ВОЗ, насчитывается более 120 образцов. При этом коварный и непредсказуемый вирус реагирует на уже давно существующие лекарства. Так, например, обычный дексаметазон, который продается в аптеке всего за 50 рублей, может снимать воспаление. Но это не значит, что его нужно применять без назначения врача. А что в Петербурге? Разбиралась Наталья Бандурина.
Легендарный Электротехнический университет, ЛЭТИ, здесь в разное время учились изобретатель радио Попов, Генрих Графтио, нобелевский лауреат Жорес Алферов. Сегодня здесь создают лекарство от коронавируса.
Суть подхода – не дать вирусу проникнуть в клетку. А для того, чтобы инактивировать патоген, не дать ему зацепиться своими шипами к клетке эпителия, нужны пептиды – защитники, которые будут ему комплиментарны или взаимно соответственны. Иными словами, те цепочки аминокислот, которые перекроют доступ к проникновению клетки.
Татьяна Зимина,ведущий научный сотрудник Центра микротехнологий и диагностики СПБ ГУ «ЛЭТИ»: «Другой вариант – это можно благодаря этим пептидам связывать вирус в сетку, выводить его из организма».
Самое сложное – это как раз и было найти те самые пептиды, которые связали бы по рукам щупальца вируса. Из миллиона вариантов подошли два, которые держат под секретом. Именно на их основе можно сделать аэрозоль, к примеру, который бы и ловил и выводил из организма COVID.
А это лекарство сейчас переживает по сути второе рождение. Его изобрели не вчера, а почти 60 лет назад и применяли при лечении различных аутоиммунных заболеваний. Но при этом именно дексаметазон признали сегодня эффективным средством при лечении COVID. Сенсация пришла из Оксфорда. С высоких трибун об этом заявляют главы государств.
И действительно, этот препарат способен помочь больному. Но только до того как к восполнению присоединилась бактериальная инфекция. Другими словами, нужен момент и врач, который не упустит время.
Виталий Омельяновский,генеральный директор ФГБУ Центра экспертизы и контроля качества медицинской помощи Министерства здравоохранения Российской Федерации: «И на всех этих трех группах его исследовали, результаты показали, что он эффективен по сравнению с их отсутствием. Говорить, что это прорыв, нет, при всем нашем желании. Я не удивлюсь что завтра еще какой нить препарат назовут прорывным».
Плазма. Еще одно оружие против COVID. И тоже со своей спецификой. Тяжелым пациентам даже противопоказан. Первые успешные результаты получены впервые именно в Петербурге. В 40-й больнице, когда пациентам перелили плазму с антителами.
Самое обидное, что мы слишком пока мало знаем об этом вирусе. Достоверно известно, что он самый крупный – 30 килобаз, тогда как геном гриппа всего 12 килобаз. Одна килобаза единица измерения длины цени РНК. И еще у него самые активные щупальца из всех – готовые присоединиться в любой момент. Всего 3 грамма этого вируса хватило для того, чтобы поставить весь мир на паузу.
Последствия перенесенной болезни также не изучены. в Университете Хопкинса исследовали влияние вируса на нервные клетки. Выяснилось, что он успешно развивается в нервной ткани, так же, как и на сердце и на печень, дает осложнения. О чем это говорит – COVID может лишить нас рассудка. И это уже научно доказанный факт.
Когда непонятно, люди часто идут к знахарям и целителям. У Анастасии в разы стало больше клиентов. Нет, она не водит руками над хрустальным шаром, целитель с высшим медицинским образованием предпочитает повышать иммунитет с помощью народных средств. И это ее формула лекарства от коронавируса.
Эта вакцина может тоже показаться на первый взгляд чем-то из сборника начинающего целителя. Мол, пейте кефир – и все будет хорошо. Но это не совсем так. Уникальная разработка принадлежит сотрудникам петербургского института экспериментальной медицины. И она действительно на основе пробиотиков – кисломолочных бактерий.
Небольшой участок вирусного генома «встраивается» в геном полезной для нашего организма бактерии-пробиотика. В результате на ее поверхности начинает вырабатываться белок вируса, который иммунной системой опознается как чужеродный, на него начинают вырабатываться антитела.
Александр Суворов,микробиолог, член-корреспондент РАН: «Это все очень – просто это имитация инфекции без инфекции. Вы выпиваете стакан кефира, иммунная система смотрит – ага, появился какой-то новый антиген, с которой раньше не сталкивалась, и включается, цепочка запускается».
Профессор Александр Суворов, как и его знаменитый тезка, не проигравший ни одного сражения на полях лаборатории, в чаше Петри ведет свой бой с вирусом. Даже когда весь город сидел на самоизоляции, сотрудники лаборатории работали. Уже апробируют препарат на мышах. Те чувствуют себя хорошо.
Наталья Бандурина,корреспондент: «У вакцины пока нет названия. Рабочая версия – «нетковид» по цвету выглядит, как обычная ряженка, по запаху напоминает кефир, вкусно и полезно, одним словом».
Для того чтобы любая вакцина дошла до потребителя, она должна пройти несколько этапов, фаз тестирования. Сначала лабораторные, потом на животных и только потом на людях. Главное, это устойчивость и безопасность. Пока в России на людях тестируют вакцину, разработанную в институте Гамалеи. Не важно, какие ученые и какого института первыми получат нужный результат. Главное, чтобы он был. А пока лекарства от COVID-19 не существует. А поэтому продолжаем мыть руки и носить маски в общественных местах. И продолжать это делать и после пандемии, потому как не они живут у нас – это мы гости в мире вирусов.