История с изуродованным фасадом исторического здания на набережной Фонтанки после репортажа «Пульса города» получила продолжение. Теперь законность перепланировки дома с охранным статусом проверяет Следственный комитет. Напомним, петербургский архитектор Евгений Герасимов, который владеет квартирой в историческом доме, на месте окна прорубил дверь. Прямо на фасаде, выходящем на набережную Фонтанки и Летний сад. Александр Бастрыкин поручил дать жесткую оценку такой перепланировке в случае нарушения закона. Хотя формально нарушений нет, КГИОП согласовал проект. Репортаж Евгении Альтфельд.
Юрий Зинчук,ведущий: «А теперь, внимание! Помните, такую рубрику на страницах советских газет – называлась она «по следам наших выступлений»? Вот сейчас у нас будет точно такая же рубрика. Напомню, что в прошлом нашем выпуске мы рассказывали о том, как некий архитектор по фамилии Герасимов получил разрешение на то, чтобы вырубить четыре двери на фасаде дома, который находится на берегу Фонтанки прямо напротив Летнего сада. И потом этот архитектор Герасимов в интервью нашей программе поучал петербуржцев по поводу того, что Петербург – это не музей. И в нем, в отличие, например, от Венеции или Суздаля, уже мало чего осталось аутентичного. Поэтому не надо так дрожать над архитектурной неприкосновенностью Петербурга.
Кстати, сам Архитектор Герасимов – уроженец города Бийск Алтайского края. И вот этот алтайский архитектор теперь назидает петербуржцам, как надо, а как не надо относиться к своему городу. И при этом рубит двери в фасаде исторического дома. Мол, вот так надо. Там, кстати, в этом доме находится квартира этого архитектора из Бийска. Но после нашего репортажа Следственный комитет Российской федерации, управление по Петербургу, провел проверку данного факта. Поручение давал лично глава СК РФ Александр Бастрыкин. И вот по итогам этой проверки было возбужденно уголовное дело по статье 243 часть один УК РФ, уничтожение или повреждение объектов культурного наследия. Давайте послушаем представителя Следственного комитета России, что им удалось установить в ходе этой проверки».
Снежана Шабельник,помощник руководителя ГСУ СК РФ по Санкт-Петербургу по взаимодействию со СМИ: «Ранее сообщалось о проведении по поручению Председателя СК России следственными органами СК России по Санкт-Петербургу доследственной проверки по факту перепланировки исторического фасада здания на набережной реки Фонтанки. По результатам проверки возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст. 243 УК РФ (уничтожение или повреждение объектов культурного наследия народов Российской Федерации). По данным следствия, неустановленное лицо, действуя умышленно и незаконно, осознавая, что от его действий могут наступить последствия в виде повреждения объекта культурного наследия «Придворно-прачечный дом с придворно-прачечным заведением» и «Новый придворно-служительский дом» произвело работы по устройству входа в одну из квартир указанного дома путем разборки подоконной части в левой боковой распаковке первого этажа. Проводится комплекс следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выяснение всех обстоятельств произошедшего, в частности, на установление лица, причастного к совершению указанного преступления».
Юрий Зинчук,ведущий: «Мы будем и дальше следить за ходом этого расследования. И за тем, что теперь будет происходить дальше с этим историческим фасадом. А почему ситуация, когда архитектор Герасимов прорубил двери в доме напротив Летнего сада, всколыхнула весь город? И не только город, но и следственные органы? Почему так важно для петербуржцев защищать каждый адрес, каждый дом, каждый фасад своего города? Давайте рассмотрим эту особенность петербуржцев на примере той ситуации, которую и создал на набережной Фонтанки алтайский архитектор Герасимов. Подробности в репортаже Евгении Альтфельд».
Здание придворной прачечной, 1800 год. Теперь на историческом фасаде, выходящем на домик Петра и Летний сад — железная дверь, какие ставили в 90-е годы. А на ней кто-то нацарапал вопрос: «кто посмел изуродовать фасад исторического здания?»
Сумел известный петербургский архитектор Евгений Герасимов, владелец квартиры в этом самом доме. Она продается. Судя по объявлению, площадь 600 квадратных метров: 10 комнат, 5 санузлов, 210 миллионов рублей. Раньше дверь в квартиру вела лишь из арки, но такой элитной недвижимости нужен и парадный вход, решил владелец. Видимо, чтобы ускорить продажу жилья, которая длится уже не первый год. И каким-то образом добился разрешения на переделку фасада.
Алексей Ковалев,депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга: «Почему они принимают экспертизы в интересах собственников, а не в интересах памятников? Почему они вносят изменения в паспорта и дают возможность владельцу зарабатывать деньги на памятнике? Почему? Вопрос сакраментальный».
Это здание примечательно во многих отношениях. За фасадом — знаменитый мозаичный дворик, куда приходят полюбоваться работой мастеров Малой Академии художеств. Те, кто ценит искусство современное, не понимают, как можно уничтожать историю.
Троицкий собор. Вплотную к нему вскоре может появиться жилой комплекс с подземным паркингом. Изначальный проект, который представила мастерская Евгения Подгорного возмутила общественность и экспертов. Три семиэтажных корпуса на 90 квартир безнадежно портят вид с набережной Фонтанки. Градостроительный совет отправил его на доработку. Но и новый вариант эксперты называют недопустимым.
Вид на Троицкий собор будет утрачен в угоду коммерческой выгоды застройщика. Средняя стоимость квадратного метра в этом районе – 230 тысяч рублей за метр. А еще ради нового дома будет снесен Троицкий рынок.
Напор бизнеса на исторический центр идет с небывалым размахом. Историк Лев Лурье говорит, каждый случай, подобный новой двери в здании на Фонтанке, нужно воспринимать как чрезвычайную ситуацию.
Лев Лурье,историк, журналист: «Это экология. Загрязняется на одном участке, вода перестает быть питьевой везде. Поэтому мы должны стоять твердо. И в этом смысле то, что происходит с этим придворно-прачечным заведением на Фонтанке, вызывает оторопь. Если можно пробить дверь в здании 18 века, то все позволено, как говорил Раскольников».
Комплекс Монблан стал именем нарицательным, синонимом градостроительного вандализма. Ломая небесную линию, он напоминает о том, как в начале нулевых чиновники согласовали эту постройку. В рекламных объявлениях комплекс называли «элитным уголком счастья». С верхних этажей открывается потрясающий вид. Сергей Орешкин был в составе архитектурной «пожарной команды», которая по просьбе тогдашнего руководства города помогала спасти панораму Невы, убрав 40 процентов предполагаемой башни.
В те годы многие смогли выгодно вложиться в недвижимость исторического центра. Вот и подвал в здании прачечной на Фонтанке Евгений Герасимов приобрел в 2006 году. По известной схеме. И теперь, судья по планировке квартиры, в цокольном этаже расположена столовая.
Шпалерная улица, 51. По проекту того же Евгения Герасимова здесь планировали многоэтажный дом. Предполагался снос признанных аварийными исторических корпусов Аракчеевских казарм 19 века. Местные жители буквально бросались под ковш бульдозера. Строительство разрешали, запрещали, менялись инвесторы. Но в итоге исторические постройки разрушены. При этом вопрос сохранения центра города архитектор Герасимов активно обсуждает со своими студентами.
Это не исторический центр, но Серебряный пруд и окружающая застройка, по мнению жителей, пострадали от комплекса по проекту того же Евгения Герасимова. Идею высотных башен архитектор перенял у Нью-Йорка. От чего теперь соседние дома пошли опасными трещинами.
Оказавшийся в центре скандала Евгений Герасимов — автор множества построек в центре Петербурга. По его проектам через сто лет будут судить о том, как менялся облик Петербурга на протяжении веков. Насколько внимательно и достойно поколение 21 века относилось к собственной истории и что было важнее — архитектура или прибыль?