«Нельзя объять необъятное». Я думаю, что держать в голове мысль Козьмы Пруткова правильно. Любой обзор лишь некоторым образом отражает какой-то личный выбор, какой-то первый шквал в тайфуне времяпрепровождений онлайн. Минкомсвязью уже открыт агрегатор таких вот ссылок. Новая реальность полна развлечений и поучений. Сразу обо всем. Инфекционисты — о коварном вирусе, психологи — как «узбагоиться», финансисты — что покупать, кадровики — где искать работу. Ну а музейщики рассказывают все о том же. 

В закрытом на карантин «Манеже» только что сняли и выложили в записи одну из своих лучших выставок — «Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России». Выставка огромна, экспонаты движутся, играют и требуют взаимодействия, но ее кураторы умудряются провести виртуальных зрителей по экспозиции за час. Также у «Манежа» появились новые инициативы. И у его стен возникли «Новые руины. Гранит». Так называется очередной проект. Результат вполне себе кинетических усилий нескольких уличных художников, которые очень безопасно — в масках и шлемах — вырубали из гранитных обломков первобытную правду нашего времени. С ними бесстрашно общалась Анна Орловская.

Анна Орловская, корреспондент: 
«Я беру камень и просто отсекаю все лишнее». Наверняка вы помните эту фразу. Ее в разные годы произносил и Микеланджело Буонарроти, и Огюст Роден. Не случайно. Уж очень она красива и по-своему верна».

Отсечь лишнее решили и прогрессивные скульпторы нашего времени. Под открытым небом в самом центре Петербурга шесть стрит-арт-художников из Москвы и Нижнего Новгорода используют эти массивные глыбы для создания необычных произведений искусства. Порой едва различимых.

Евгений Сидоров, художник:
«Вот здесь чешуя. Но по факту это шрифт, он зашифрован в чешуе и является паттерном. В данном камне я увидел голову рептилии, которую можно сделать минимальными средствами. Два глаза и рот. Физически это сложно. Это тяжелый труд. Но человек — это существо, которое приспосабливается ко всему, как рептилия». 

Горная порода выбрана не случайно. Гранит — это символ Петербурга и вместе с тем напоминание о вечности. Многотонные глыбы доставили прямиком из карьера в Ленинградской области, в 150 километрах от города.

Павел Пригара, директор ЦВЗ «Манеж»:
«Это была непростая задача — на двух огромных трейлерах привезти эти 6 камней, разгрузить на площади. Сами камни прошли такой дистанционный отбор, потому что куратор пару раз ездил на карьер, а художники выбирали себе камни». 

Получается этакая наскальная живопись, правда, не эпохи палеолита, а новейшего времени. Отсюда и образы: человек, превратившийся в машину, барышня, отдыхающая на пляже, знак «стоп». К слову, время на создание рисунков  ограничено.

Гранитными инсталляциями уже заинтересовались коллекционеры. Проект «Новые руины» представляет собой парадокс, где граффити — искусство, ограниченное во времени существования — здесь сохраняется на века. Вооружившись лишь кувалдой и скарпелем, стрит-арт-художники попытались обнулить все заслуги современности и вернуть зрителя к тому, с чего начиналось любое искусство.