В Русском музее продолжается выставочный блокбастер, посвященный творчеству Ильи Репина. Выставка, легко дробимая на периоды и даже на экспозиции одной картины. К примеру, в те годы, когда художник демонстративно отходил от навязанной ему идейности, была написана удивительная картина «Какой простор».

Современники почти единодушно увидели в ней гимн революционному студенчеству, а после «Манифеста 17 октября 1905 года» сочли своего рода эскизом к этой «масленице русской революции».

В самой раскрытости фигур, пусть даже не столь однозначно, видели опасный символизм. Репин же отвечал: «Стар для символов и фокусов, просто студент с курсисткой по морю мазурку танцуют». В конце концов, иногда море – это просто море. Корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Катерина Картузова продолжит.

Мимолетное впечатление – так Илья Репин называл свою картину «Какой простор». На создание этого полотна художника вдохновила история, случившиеся вблизи его усадьбы Пенаты.

Молодую пару на берегу Финского залива застал шторм. Девушка поддерживает одной рукой улетающую шляпку, а ее спутник, наоборот, распахивает пальто, радуясь стихии. Оба они кажутся беззаботными.

Репин использовал палитру белого, серого и синего цветов разной насыщенности, поэтому море на полотне выглядит бушующим. Картина написана в 1903 году, незадолго до первой революции. Современники тогда сравнивали эту картину с другими репинскими шедеврами и находили ее слишком легкомысленной.

Позже в работе нашли скрытый смысл: Репин так метафорически изобразил надвигающиеся волнения в стране и людей, которые готовы противостоять любой стихии.