Писатели говорят, что для детей нужно писать как для взрослых, только еще лучше. Справедливо утверждение и для тех, кто эти книги потом иллюстрирует. Художникам-иллюстраторам детских книг в этом смысле еще сложнее, поскольку они имеют дело с изображением.
Скажем, написать «Васю окружили инопланетяне» Вы видели инопланетян? А художнику нужно конкретно придумать: как они выглядят, как они одеты. И, наконец, обстановку, подходящую для такой вот немыслимой сцены. Ну, скажем, как выглядит город, в котором живут цветы? Как выглядит красавица-медуза, причем так, чтобы она как Корделия – так молода и так черства душою. Или, напротив, как лаконично, но выпукло обозначить в портрете героическую сущность Ежика.
Молодой художник Наташа Шалошвили задумалась о том, как выглядит влюбленный медведь. За ходом ее мысли с удовольствием следила корреспондет телеканала «Санкт-Петербург» Александра Мымрина.
Ее фигуру он видит в облаках, отражение – в реке, ее, все чаще забывает о друзьях, ведь думать может только об ее прекрасных ушках. Симптомы знакомые. Сомнений быть не может — этот медведь влюблен. Книга о прекрасном чувстве, заставляющим становиться глупыми хоть двуногих, хоть четырехлапых, недавно вышла в петербургском издательстве.
Медвежьи чувства выразила писательница Ирина Зартайская. Иллюстратору Наташе Шалошвили досталась нелегкая задача – сделать животную любовь понятной без слов.
НАТАЛЬЯ ШАЛОШВИЛИ,художник-иллюстратор: «Когда лист пустой, есть страх, но когда начинаешь разрисовываться без мыслей о страхе, о том, что ты что-то испортишь. «Нет, я для себя порисую», — говоришь себе и становится легче.
Я вхожу в состояние потока, так называемое. Это свойственно, наверное, всем творческим людям, кто погружается в процесс с головой и ловит огромное удовольствие от этого процесса. И кажется, что у тебя абсолютно все получается. И ты можешь вообще все! Вот я, например, могу нарисовать все, что захочу, но потом, когда заканчиваешь работу, понимаешь – нет, все-таки, ты не супергерой, но, может, где-то рядом.
Это первые тесты, которые я делала. Можно сказать, проба техники, проба персонажа. Когда нарисовала этого персонажа, поняла – вот это тот медведь! Хотелось, чтобы он был более эмоциональный.
Положение глаз, я их в итоге сдвинула ближе к верху, как у реальных медведей. Но настроение общее, медвежье, я поймала достаточно быстро».
АЛЕКСАНДРА МЫМРИНА,корреспондент: «Ключевой момент – глаза! Глаза – зеркало души и у медведя тоже?»
НАТАЛЬЯ ШАЛОШВИЛИ,художник-иллюстратор: «Да, это абсолютно заметно».
АЛЕКСАНДРА МЫМРИНА,корреспондент: «Вы на ребенке своем тестируете?»
НАТАЛЬЯ ШАЛОШВИЛИ,художник-иллюстратор: «Конечно, да. Обязательно. Она говорит: нормально, мам».
Работа иллюстратора полна парадоксов. Художники – и Наташа не исключение – часто признаются, что во время работы о читателе не думают. Ведь думать надо о персонажах. Рисуют вроде как для детей, а в действительности скорее для взрослых – наивные и смешные, эти истории придется читать им. И не один раз.
К детским книгам парадоксальным путем пришла и сама Наташа – из фэшн иллюстрации. Волооких длинноногих красавиц променяла на зайчат и лисят и совсем не жалеет.
НАТАЛЬЯ ШАЛОШВИЛИ,художник-иллюстратор: «Мне очень нравятся книги, которые сделаны минимальными средствами, но при этом эффектно смотрятся. Мне не хотелось нагружать излишними деталями эту книгу, но при этом у всех есть свои сильные и слабые стороны. Я свои знаю. Если конкретно, то это персонажи. Я знаю, что персонажи – моя фишка, мне удаются они. Я делала упор на них, а антураж, чтобы шел фоном.
Я всегда, когда работаю, об этом думаю. Хочется чего-то такого, чтобы читатель удивлялся: о, раз, тут птичка или мышка! Даже при том, что книжка возможно сделана минимальными выразительными средствами, детали были такие, чтоб интересно было разглядывать.
Знаете, что еще очень сильно повлияло? Я рисовала эту книгу в Крыму, целый месяц в сентябре – самое прекрасное время там. Отвозила дочь утром в Алупку, а вечером забирала. Эти утренние 20 минут и вечерние, они были как раз в этой вот цветовой гамме. Я специально останавливала машину, выходила в лес, там красота невероятная. Фотографировала, пыталась это настроение словить.
У меня родился ребенок, родилась дочка, и она очень сильно вдохновила меня стать детским иллюстратором. От нее пошел этот интерес к книгам. До этого долгое время рисовала исключительно на компьютере. И мне это нравилось, я вообще не понимала, зачем вообще нужны живые материалы? Потом начала и просто не смогла оторваться. Меня все дальше несет и несет. Хочется пробовать все новое и новое».