Должен ли художник бороться с современниками за свою правду? Или его цель выразить эту правду о своем времени и сохранить для будущего? В наше время возможно и то, и другое. Есть множество примеров, связанных чаще всего с акционистским искусством. Вот, к примеру, последние месяцы в столице Индии группа уличных художников «Дели Арт Стрит» «оккупировала» беднейшие кварталы города.

Значительная часть трущоб подлежит сносу. Два десятка известных граффитистов украшают стены фресками, стремясь запечатлеть уходящую натуру, быт, жизнь обитателей этих мест. Повлияет ли художественность на планы властей и
историю — трудно сказать.

Это современный, скорее яркий, нежели подлинный пример того, что было стержнем работы выдающегося советского писателя Федора Абрамова, одного из последних свидетелей уходящей русской деревни.

100-летний юбилей писателя отметили накануне. В нашем городе он провел всю творческую жизнь, есть и другие поводы его вспоминать. В 1978 году был поставлен и стал легендарным еще учебный тогда спектакль Льва Додина «Братья и сестры», идущий по сей день на сцене МДТ. История писателя, сцены и страны — в материале телеканала «Санкт-Петербург».

Как получилось, что произведения деревенской прозы нашли свое лучшее воплощение именно на сцене Малого драматического театра у интеллектуала, европейца Льва Додина?

Быть может, секрет в том, что Федор Абрамов сам был литературным критиком и литературоведом — писал о деревне без примитивизма. Это очень культурная проза в каждой ее детали, как и прославленный спектакль Додина «Братья и сестры».

Додин был знаком с писателем, труппа его театра специально ездила в село Веркола в Архангельской области, которое стало прообразом Пекашино, где происходит действие произведения. Этот опыт придал постановке поразительную органичность.

Громкая премьера, после которой спектакль назвали выдающимся явлением сценического искусства ХХ века, состоялась в 1985 году. Тридцать лет спустя Лев Додин уже с другими актерами поставил новую версию — шестичасовой спектакль, который начинается днем, а заканчивается поздним вечером, до сих пор идет на сцене МДТ с неизменными аншлагами.

Кумир, вдохновитель творчества и главный герой кандидатской диссертации Федора Абрамова – Михаил Шолохов. Критика часто сравнивала «Тихий Дон» и «Дом» Абрамова. Со спектакля «Дом» началась новейшая история МДТ. Лев Додин еще не худрук и не главный режиссер, а у спектакля будет долгая и мучительная дорога к зрителю.

Советская цензура не могла принять историю Михаила Пряслина, где деревенская жизнь далека от официальной картинки. Спектакль получил признание уже во времена перестройки и шел на сцене театра почти 30 лет, вплоть до смерти исполнителя роли Пряслина – Николая Лаврова.

Вера Быкова сыграла в «Доме» одну из главных ролей – Евдокии Великомученицы, а десятилетия спустя уже на камерной сцене Малого драматического состоялась премьера ее моноспектакля по малой прозе Абрамова – «Бабилей». Это рассказ о русской женщине Катерине. Той самой, которая и коня на скаку остановит, и в горящую избу войдет.

При этом ни грамма пафоса или слезливой сентиментальности в спектакле нет. Есть суровая историческая правда ХХ века, где слово «преодоление», как и во всей прозе Федора Абрамова, стало определяющим.