Кто виновен в аварийном состоянии объекта? И можно ли спасти уникальный памятник архитектуры? Репортаж Андрея Федорова.
Андрей Федоров,корреспондент: «Карл Густавович Фаберже. Российский ювелир и глава династии, которая на весь мир прославила Россию и наш город в начале 20-го века. И тот, о ком помнят в Петербурге.Здесь есть улица, названная его именем».
Но в 30-ти километрах от центра города есть еще одно место, которое сильно отличается от остальных. Здесь умирает, гниет и ржавеет частичка нашей истории – дача Фаберже, которую современники называли малым Эрмитажем.
Именно здесь и находится подлинная история семьи. Покупал участок Карл Густавович, обустраивал в стиле модерн – второй сын, Агафон. Внутри была дорогая мебель, старинные ковры, фарфор и бронза, уникальное собрание драгоценных камней и марок. Об этом свидетельствуют немногочисленные фотографии и архивные документы Левашовского исполкома.
Андрей Федоров,корреспондент: «Из докладной записки сотрудника отдела охраны памятников Эрмитажа Натальи Бараш: «31 мая 1919-го года. Внутренности этого прекрасного дома представляют из себя картину полного разрушения. Все разграблено, выворочено и сломано, печати сорваны. На оставшейся мебели срезаны материя и кожа. В течение последних месяцев через дом прошло более двух тысяч красноармейцев. Словом, охранять больше нечего»».
После революции в здании в разное время располагались санаторий для сотрудников НКВД, госпиталь и детский сад. Все опустело в 1989-м, когда помещение начали передавать из рук в руки. На балансе Главного управления по охране памятников дача была 16 лет. У Санкт-Петербургского Горного университета — 9. Министерство культуры, через Агентство по управлению и использованию памятников истории, надзирает за развалинами последние три года.
Андрей Федоров,корреспондент: «Дальше этой двери проходить нельзя. Здание настолько в аварийном состоянии, что, по словам охранника, обрушения происходят каждый день. Видео изнутри можно найти в Интернете, а не пустили нас в здание, возможно, совершенно по другой причине. За последние годы памятник усадебной архитектуры вандалы лишили десятка уникальных декоративных элементов, среди которых изразцовые печи, мраморные камины и французский балкон».
Александр Кречмер,историк архитектуры: «Ни Первая Мировая война, ни Октябрьская революция, ни Финская война не нанесли урона столько, сколько принесло Министерство культуры этому объекту. И мы все понимаем, насколько туристически привлекательный этот объект, ведь имя Фаберже – оно в топе, прославило Россию, а вот уникальное место находится в плачевном состоянии, и оно рушится на наших глазах».
Андрей Федоров,корреспондент: «Еще одно место в Петербурге, связанное с фамилией знаменитого ювелира, — Большая Морская 24. Именно здесь почти два десятилетия находились его мастерские и самый большой магазин. Кстати, внешне здание с тех пор не изменилось, даже надпись прежняя – «Фаберже», а вот внутри подлинного и исторического почти не осталось».
Да, здесь по-прежнему ювелирный магазин. И даже обстановка такая же, как и сто лет назад. Правда витрины и камины, столы, часы и диваны – современные, музеем здание уже не назвать. С тех времен остался лишь вот этот лифт-сейф, который на ночь ставился между этажами и был под напряжением. Сейчас это обычная касса.
Людмила Зоркова,сотрудник ювелирного магазина: «Сохранился дух, а мы – как продолжатели традиций. Приятно зайти сюда, к нему прикоснуться, помечтать и пофантазировать. Ведь этот лифт-сейф мог использоваться как комната для хранения. И аристократия того времени, например Ксешинская, могла здесь тоже хранить свои украшения».
Более трепетно к реликвиям Фаберже относятся в Государственном Эрмитаже. Здесь к экспонатам прикоснуться уже нельзя. Выставка скромная – всего два небольших зала, но при этом одна из самых посещаемых. Наравне со знаменитыми художниками.
Татьяна Бобошина,хранитель коллекции современного ювелирного искусства Государственного Эрмитажа: «По популярности, даже не знаю, может, Сальвадор Дали. Фаберже чем был знаменит – он ведь делал не только яйца, он утилитарные вещи вынес на новый уровень. Сделал быт искусством, а искусство бытом. В этом главная его заслуга».
В музейных условиях ювелирные шедевры Фаберже могут сохраняться столетиями. А вот жизнь объекта культурного наследия федерального значения исчисляется часами.
Анастасия Долгова,историк архитектуры: «Сейчас еще тот момент, когда еще можно схватить удачу за хвост и попытаться остановить это разрушение, но это надо делать буквально прямо сейчас. Объединяясь инвесторам, надзорным органам, неравнодушным гражданам и как-то спасать».
Историки и краеведы отмечают: не важно, что появится на этом месте, музей семьи Фаберже, выставочный зал для других экспонатов или культурный центр. Главное – спасти уникальную архитектуру и подлинную историю, которая прямо сейчас умирает в тишине и убивается не осадками и вандалами, а безразличием.