Интервью с ученым секретарем Пушкинской комиссии РАН
Юрий Зинчук,ведущий: «Зачем сейчас нужно еще одно академическое издание полного собрания сочинений?»
Алексей Балакин,ученый секретарь Пушкинской комиссии РАН: «Любое поколение Пушкина оно открывает что-то новое для себя и заново прочитывает рукописи. Поверьте, мы сейчас готовим новое собрание. И там очень много и новых датировок, и новых прочтений.
Это академическое издание, которое считается классическим, сталинская эпоха, они все печатали практически в едином корпусе, естественно, с указанием на то, что те или иные стихотворения не закончены. Угловые скобки означают, что текста нет, что восстановлено текстологом. Квадратные скобки означают, что это было зачеркнуто, другого текста нет. Когда перепечатывалось в первый раз в 50-м году, издалось малое собрание сочинений, по решению редакции все скобки были убраны. И выглядит так, словно это законченный авторский текст. И так переходит из издания в издание, и никто не знает, что это незаконченное произведение, отрывок.
Наверное, вы все помните передачу «Очевидное и невероятное». Помните, как она начиналась? «О сколько нам открытий чудных…». Законченный поэтический афоризм. Посмотрим на рукопись этого стихотворения. Законченного текста нет. Берутся частично слова, таким образом восстанавливаем начало. Это было, видимо, начало какого-то стихотворного послания. Скорее всего, одному из ученых того времени. Это не значит, что их нужно удалять из собрания сочинений, из избранного. Просто нужно указать читателю, что это незаконченный текст».
Юрий Зинчук,ведущий: «Очень много помарок, очень много черновиков. Как он работал? Я ничего не могу понять! Здесь все перечеркнуто!»
Алексей Балакин,ученый секретарь Пушкинской комиссии РАН: «Обывательское представление еще с 19 века, что Пушкин садился за стол, брал перо… Пушкин, это известно по воспоминаниям, сам об этом писал, любил писать в постели, огрызком пера, которое едва можно держать в пальцах».
Юрий Зинчук,ведущий: «А как он рифмы подбирал».
Алексей Балакин,ученый секретарь Пушкинской комиссии РАН: «Небольшие экспромты, видно, что он писал набело. Это небольшие эпиграммы. Но пушкинские рукописи резко отличаются от рукописей всех других поэтов. Их один из исследователей назвал стенограммой творческого процесса. Пушкин записывал сразу все, что ему приходило в голову. Иногда он писал несколько строчек одного и того же стихотворения и текстологи спорили до хрипоты, какую же строчку брать. И ни одна не зачеркнута. Более того, его черновики ничуть не хуже законченных стихотворений. Как говорила Ахматова, напрасно печатают черновики всех поэтов, потому что черновики выдерживает только Пушкин.
Сами рукописи Пушкина нам выдают в исключительных случаях, когда есть какое-то сомнение в текстологическом решении, посмотреть оттенок чернил или бумагу на просвет, посмотреть, как она сложена. В Михайловском в 25-м году у Пушкина был чернильный кризис. У него не было чернил, и он вынужден был разбавлять, разбавлять, разбавлять. И пока ему не присылали чернил, он разбавлял, и рукописи становились все более бледными. И это даже иногда служит основой датировки».