Петербургский кинобомонд продолжает обсуждать церемонию вручения премии Американской киноакадемии. Почему российских режиссеров в тот день не было в Голливуде? Что делал в Петербурге создатель вселенной Marvel? И почему знаменитый Стивен Кинг подписал контракт с российской школьницей? Репортаж Евгении Альтфельд
Слова из песни Эминема — У тебя только один шанс, не упусти его — негласный закон, по которому живет весь мировой кинобизнес. Кроме отечественного.
Мастерская Евгения Ганелина в Университете кино и телевидения, петербургский актер готовит новую смену. Пока студенты разминаются, обсуждаем недавнюю премию Оскар и ответ на вопрос, почему Россия ограничилась высотой «шорт-лист» и почему основное кинопроизводство в Петербурге – все те же полицейские сериалы.
Евгений Ганелин,заслуженный артист России: «Я за последнее время снялся в трех фильмах, один сценарий был хороший, второй на 3, третий — стыдно, деньги были нужны. Почему у нас так часто снимают про провоохранительные органы? Деньги. Это так просто. Накупил мундиров – и все. И так маленькие киностудии меняются мундирами, а сценарий примерно один. Я снимался в «Убойной силе» 7 лет, и я сейчас узнаю в полицейских сериалах то, что было у нас».
Тем не менее, Петербург исправно поставляет киноиндустрии новые лица. В том числе из известных династий. Актер Театра имени Ленсовета Кирилл Нагиев снялся в фильме «Холоп», который побил рекорд кассовых сборов — 2 миллиарда рублей. Кирилл говорит: у российского кино свой путь, главное, с него не сворачивать.
Кирилл Нагиев,актер: «Не пытаться никому подражать. Фильмы, как «Дылда», «Текст», они самобытные, не нужно гнаться за Голливудом. Наш ответ Голливуду — это все обречено на провал. У нас есть свой уникальный стиль. Что-то среднее между «Летят журавли» и «Операция Ы»».
Старейшая кинофабрика страны — Ленфильм, которую лихорадит еще с 80-х годов, в ожидании перемен. Новый директор Инесса Юрченко намерена разобраться с финансовыми проблемами и развивать производство. На этом посту она сменила Эдуарда Пичугина, благодаря которому на месте киностудии все-таки не построили жилой комплекс с рекламным слоганом «Жить как в кино».
Евгения Альтфельд,корреспондент: «4-й павильон, здесь состоялся первый публичный кинопоказ в России. Теперь здесь самый большой в Петербурге хромакей, то есть зеленый фон, высота с трехэтажный дом, площадь 600 квадратных метров. Можно хоть деревню построить, хоть замок Золушки».
Эти легендарные кадры в 1947 году снимали именно здесь. Как и десятки других любимых советских фильмов. Чтобы вернуть былую славу, считает кинокритик Василий Степанов, нужно снимать актуальное кино. Запрос публики понятен по списку номинантов Оскара 2020.
Василий Степанов,кинокритик: «Рекорды мирового проката бьют не блокбастеры, а протестные фильмы с острыми проблемами, наподобии «Джокера», чей грим используют протестанты всего мира».
Накануне вручения Оскара в Петербург приехал сам создатель вселенной Марвел — отдельного направления в мировой культуре 20 века. Стив Энглхарт приехал не по делам кинопроизводства, а с благотворительной миссией. Автор историй о «Человеке-пауке», «Халке», и «Капитане Америка» привез свой новый комикс «Бесстрашный Человек-Протон». Он написан специально для онкологических пациентов петербургского протонного центра. Яркие персонажи объясняют детям суть лечения и обещают защитить от зла.
Стив Энглхарт,писатель: «Я понял, что комиксы – это универсальный язык, который понимают во всем мире. Люди любят яркие цвета, они помогают донести суть. Я хотел помочь детям пройти этот невероятно трудный путь, поддержать их».
Другой культовый американский писатель Стивен Кинг буквально на днях подписал контракт с томской школьницей Дианой Костыриной на экранизацию своего рассказа «Женщина в комнате». 16-летний режиссер выиграла конкурс и теперь собирает команду и деньги на съемку в соцсетях. Но главное – контракт с размашистой подписью самого Стивена Кинга – у нее в руках.
Диана мечтает снять фильм так, как не снимал еще никто. И тот факт, что впервые в истории лучшим фильмом нынешнего Оскара стала иностранная картина, добавляет энтузиазма и российским режиссерам.
Андрей Носков заканчивает съемки нового фильма — о петербургском театре. История трех актрис, жизнь большой труппы и традиции уходящей театральной школы. Проект выиграл конкурс петербургского комитета по культуре, получил финансирование, без которого снять полный метр вряд ли бы удалось.
Андрей Носков,актер, режиссер: «Проблема проката в России – самая главная. Мы это кино снимем, мы не знаем, будет ли у него прокат, потому что нет денег на рекламу, а без рекламы ни один кинотеатр не берет, это капкан. Во Франции есть цензура, 50 процентов нашего кино, а у нас такого нет».
История российского кинематографа показывает, мы хорошо владеем искусством завоевания Оскара, премию в разные годы получали Сергей Бондарчук, Владимир Меньшов, среди номинантов был и Дмитрий Шостакович. Многие скажут, все дело в бюджете, не в таком искусстве как кинематограф, далеко не все измеряется деньгами, что доказал и нынешний победитель, фильм «Паразиты».
Нынешний Оскар, где не звучало российских имен, показывает положение отечественного кино на мировом экране. А весь кинобомонд планеты, сверкая бриллиантами, подпевал Эминему.
Американский репер поет словно специально для тех, кто остался за бортом: такая возможность дается только раз в жизни. И мы этой возможностью пока не воспользовались.