«Будьте проще. Сделайте пустое лицо. Музыка и сюжет его заполнят». Это слова великого Ингмара Бергмана. И будто руководство для артиста мюзикла. Жанра, всегда вызывающего только полярные чувства – жаркое обожание или полное отрицание. Не всем кажется, что музыка настолько всесильна. А те, кто мюзиклы все же любит, следят за Бродвеем – законодателем мод жанра. Пару лет назад там сходили с ума по «Гамильтону» – истории об отце-основателе Соединенных Штатов под бодрый R’n’B. Мюзиклом прошлого года стало «Царство мертвых», в основу которого лег миф об Орфее и Эвридике. Но посыл постановки крайне современный. Аид – не бог, а крупный промышленник. Быть мертвым – ?значит круглые сутки вкалывать за гроши на его фабриках. А Орфей и Эвридика – влюбленные мечтатели. Почему мюзикл «выстрелил» сейчас – объясняют его создатели. Они делали спектакль о том, «что изменения возможны, и что после темных времен весна снова придет».
А в театре «Балтийский дом» решили обратиться все же к проверенной классике, впервые в Петербурге поставив легендарный мюзикл «Скрипач на крыше». Павел Богданов побывал на его премьере.
Красная ковровая дорожка, свечи и скрипач на подиуме. В такой атмосфере в «Балтийском доме» проходит главная премьера сезона. Сейчас в это невозможно поверить, но когда-то в успехе мюзикла «Скрипач на крыше» сомневались. В далеком 1964-м американские продюсеры долго спорили: а стоит ли браться за рассказ о непростой судьбе евреев в царской России. Однако после первых же показов на Бродвее стало ясно – на небосклоне музыкального театра появилась новая звезда. Мюзикл не сходил со сцены почти 9 лет. Потом столько же его играли в Лондоне. В 2020-м ставить такое произведение – большая честь, но и большой риск.
В роли Тевье-молочника – Игорь Скляр, его супругу Голду играет Дарья Юргенс. Великолепная драматическая актриса признается: для нее – это огромный вызов. На своем курсе в театральном институте, где учились Олег Погудин и Евгений Дятлов, она никогда не считалась поющей. Помогли месяцы репетиций. А вот образ ее героини – матери большого еврейского семейства – дался куда легче, ведь прототип нашелся в реальной жизни.
Пять дочерей, из них трое на выданье. Каждую ждет непростой путь к счастью. Традиции, о которых поют в знаменитом номере, который открывает постановку, трудно ломать и сейчас. А уж тем более – сто лет назад, когда происходит действие произведения. Старшую Цейтл уже фактически отправили под венец, но она влюблена в бедного портного Мотла. Для Марии Лысюк образ скромной еврейской девушки, которая должна покорно подчиниться воли родителей – роль на сопротивление.
Массовые эпизоды, когда на сцене одновременно находятся десятки артистов, танцевальные номера, но самое главное – вокальные партии. Этой масштабной постановкой «Балтийский дом» бросает вызов тем самым стереотипам. Аншлаги на премьерных показах доказывают: зритель ждал такого спектакля. А вот будет ли его судьба такой же успешной как на Бродвее – покажет только время.