27 января отмечался День ленинградской победы, День полного освобождения города от фашистской блокады. А для всего мира 27 января – это и еще одна трагическая дата. 75 лет назад советские войска освободили концлагерь Освенцим. Теперь эта дата – день памяти о том, как человек может быть бесчеловечен, но как силен бывает дух даже в самых ослабших телах. Жертв холокоста в этом году вспоминали по-разному. Кто-то в духе времени участвовал в акции в соцсетях, где с хэштегами #никогдабольше и #мыпомним публиковались фотографии уничтоженных людей, свидетельства трагедии.
В нашем городе уже традицией стал концерт в Большом зале Филармонии «Желтые звезды». Эти метки, которыми снабжали заключенных евреев в нацистских концлагерях, стали символами памяти. Анна Орловская расскажет о вечере подробнее.
«Не сумевшим предоставить доказательства арийского происхождения, впредь строжайше запрещается держать домашних животных». Это история разлуки. История абсурда паразитирующего фашизма, переданная через рассказ «Брут» – о прощании хозяйки и ее овчарки в осажденной немцами Праге. Вечер памяти жертв холокоста проходит в Филармонии шестой год подряд, но на этот раз начался особенно трогательно. На сцене – вновь народная артистка России Ксения Раппопорт.
Ксения Раппопорт, народная артистка России: «Это такая трагическая тема, на которую написано и сказано очень много, а этот рассказ смотрит на известную тему с другой стороны, глазами собаки. И для меня поднимает важную тему: что происходит с нами, людьми, когда мы из любящих и преданных существ превращаемся в убийц и кровожадных тварей?»
Аккомпанировал актрисе флорентийский квартет «Клезмерата Фиорентина», особые гости проекта «Желтые звезды». «Похороны без слёз, как свадьба без клезмер», – гласит еврейская поговорка. Клезмер – народная музыка евреев Восточной Европы – легла в основу репертуара музыкантов.
Анна Орловская, корреспондент: «Говорят, они играют еврейскую музыку так, как никто другой?»
ВЯЧЕСЛАВ ЗИЛЬБЕРБОРД,руководитель проекта «Желтые звезды»: «Там всего один еврей – Игорь Полесицкий, очень талантливый исполнитель. А остальные музыканты – итальянцы. Но поскольку они профессиональные музыканты итальянской оперы и давно играют клезмерскую музыку, звучит это очень впечатляюще».
Каждый удар по смычку – словно напряженный нерв. Концентрация боли узника лагеря. «Концерт для фортепиано и струнного оркестра» Альфреда Шнитке – мажорный аккорд вечера. За роялем – Полина Осетинская. В противовес масштабной экспрессивности главной темой второго отделения стала Симфониетта №1 «На еврейские темы» — мирный уголок в бушующем ХХ веке и одно из самых колоритных сочинений Мечислава Вайнберга.
ВЛАДИМИР АЛЬТШУЛЕР, дирижер, заслуженный артист России: «Симфониетта Вайенберга называется так, потому что масштаб ее невелик. Всего 23 минуты. Но содержательность настолько глубока! В ней есть и песенные элементы, а заканчивается она радостно, с надеждой на будущее».
В зале нет свободных мест. Зрители внимательно вслушиваются в каждый звук. Трагедия войны так или иначе коснулась каждой семьи.
ЕЛЕНА КАЛЬНИЦКАЯ,генеральный директор ГМЗ «Петергоф»: «Очень сильные впечатления, мы каждый год ходим с семьей на этот концерт, потому что и в нашей семье были беды, наша семья много пережила. Вчера я думала о том, как мой дед от первого до последнего дня пробыл в блокаду в Ленинграде. Еврейский дед…»
Как сделать так, чтобы история больше не повторялась? Не забывать о ней. Организаторы концерта «Желтые звезды» из года в год делают все возможное, чтобы трагедия шести миллионов людей, нашла отклик в сердцах.