Из всех ассирийских правителей крепче других засел в памяти Сарданапал. Тот самый, что пообещал огромную премию тому, кто выдумает новое наслаждение. Ее никто не получил. Михаил Зощенко писал, что по-видимому, царь до всего дошел своим умом. Но сам образ сложился у всех от Байрона до Делакруа — Сарданапал возлежит в неге, он пресыщен, а всему скоро конец. Это, конечно, выдумка, созданная, скорее всего, с целью служить укором подлинным царям, которых ассирийцы изображали не иначе как попирающими врагов, а потом: «Я воздвиг там мой царский дворец…». Так назвали выставку ассирийских древностей в Эрмитаже. И дело не в том чтобы взглянуть, как писал тот же Зощенко, «на далекие времена, когда народы шлялись в одних трусиках и охотились, может, на дикобразов». А на историю самих империй. В португальском, кажется, языке есть слово, которое означает «тоску по утраченному величию страны». Португальцы как ассирийцы могут это почувствовать, как и мы, или вот англичане, их археологи собрали эту коллекцию в славные времена империализма.
Сейчас народы настойчиво требуют возвращения своих исторических ценностей. Ну а пока, привезенные из Британского музея экспонаты рассматривала Катерина Картузова.
Предметы прикладного искусства и каменные полотна, в них история самой мощной, самой воинственной державы в 9 – 7 веках до н.э. Ассирии. Ее правители покорили Вавилон, захватили Месопотамию, Малую Азию, Сирию, Египет. Военные победы они увенчивали строительством собственных дворцов, именно так зарождалось искусство Ассирийского государства.
МАРИЯМ ДАНДАМАЕВА,куратор выставки, ученый секретарь Государственного Эрмитажа: «От Египта, например, сохранились храмы, пирамиды, от Греции храмы, а здесь именно царские дворцы. Неизвестные мастера, мы ничего про них, не только имен, этнического происхождения, национальности, Мы ничего про них не знаем. Понятно только то, что им удалось создать удивительные каменные полотна, благодаря которым можно представить себе, что такое была Ассирия».
Дворцы строили из высушенных на солнце кирпичей. Их стены высотой два-три метра, покрытые каменными рельефами, похожи на триумфальные арки. На них мастера изображали военные победы и удачную охоту. До мельчайших деталей. Их главной задачей было передать могущественность правителя.
Последним великим царем Ассирии был Ашшурбанипал. Рельефы именно его дворца считаются вершиной развития ассирийского искусства.
Лишь полтора столетия назад археологами были найдены нижние части стен, поддерживаемые рельефами, сохранившиеся от Ассирийского государства.
История Ассирии продолжалась почти полторы тысячи лет. После взятия столицы государства — Ниневии силами вавилонян и мидийцев, все было разрушено. Спустя века, найденные англичанами рельефы и скульптуры попали в Британский музей и в Лувр. Часть — к антикварам со всего мира, а несколько объектов поступило в Эрмитаж в 1862 году. А сегодня здесь первая в истории России выставка искусства древней Ассирии.
ГАРЕТ БРЕРЕТОН,хранитель памятников древней Месопотамии Отдела Среднего Востока Британского музея: «Эта выставка — очень знаменательное событие для всех нас. Ведь некоторые экспонаты вообще никогда не покидали пределы нашего музея. Да и в самой Британии мы не демонстрировали их обществу. Мы долго подбирали, какие же экспонаты войдут в выставку. Мы были на связи с коллегами из Эрмитажа. Мы хотели, чтобы рельефы передали историю этой цивилизации. Их быт и их увлечения. Здесь самые знаменитые. Из города Ниневии и Немрут, они были центрами этой империи».
Ассирийскими правителями восторгался Саддам Хусейн. Он провозглашал себя их наследником, воссоздавал стены и башни Ниневии, которые были разрушены боевиками.
Какую судьбу дворцам желали сами ассирийские цари? Проходят тысячелетия, а человек до сих пор старается разгадать тайну этого государства.