На карте нашего города есть объект культуры уникальный тем, что не значится ни в одном реестре подобных мест, мало того ведомства были бы оскорблены упоминанием рядом с ним. Это стихийный рынок возле станции Удельная, барахолка попросту называемая Уделка.
Барахолка, на которую стекается существенная часть материального быта — отжившего, собранного на свалках, чего скрывать, краденного. Невообразимое многообразие предметной части культуры, которую обычно исследуют археологи, здесь разложена на самой поверхности и живописует ее совсем верхний только-только ушедший в историю слой.
Год назад в Русском музее была выставка советского дизайна 60-х — это бледная тень той постоянной и еженедельно обновляющейся экспозиции на Уделке. Артефакты прошлого и то, что художники называют «найденный объект», в поисках впечатлений сюда приходят артисты и художники, а как недавно выяснилось — музыканты. Билли Новик представил мюзикл «Блошиный рынок» в ДК имени Ленсовета. Свои антидепрессивные ощущения с Уделки он пояснил загадочно: «Светлая печаль, которая замешана на не расшифрованной ностальгии». Подробнее в нашем интервью.
ПАВЕЛ БОГДАНОВ, корреспондент: «Вы неоднократно говорили, что альбом «Блошиный рынок «просто просится на театральную сцену». Откуда такая уверенность?»
БИЛЛИ НОВИК, музыкант, фронтмен группы Billy’s Band: «Там такая идея, что мне казалось, что одной аудио составляющей будет недостаточно, и изначально эта музыка была написана для сцены, для театра. Мы решили подождать, возвращались к этому примерно раз в год и через девять лет поняли, что нам не удаётся создать эту форму, перенести ту глубину, что есть на альбоме на сцену. И когда я предложил Дмитрию Сарвину, он все увидел. Видимо, был нужен новый взгляд, свежее восприятие, которое он увидел, и вот получился мюзикл».
ПАВЕЛ БОГДАНОВ, корреспондент: «Вы называете это антидепрессивный мюзикл. При этом название заглавной композиции «Отоспимся в гробах». Как это совмещается?»
БИЛЛИ НОВИК, музыкант, фронтмен группы Billy’s Band: «Я сегодня как раз думал о книге Дейла Карнеги «Как перестать беспокоиться и начать жить» и понял, тот метод как раз дейлокарнеговский — показать, что бывает то по-разному. Ведь, когда человек погружается в то, как в принципе бывает, происходит калибровка, и человек понимает, что в его жизни не все так плохо. На самом деле, так задумывался Billy’s Band. Когда мы были еще уличными музыкантами и играли в «холодной трубе» в подземном переходе на Невском, я думал, за что люди дают нам столько денег? А потом я понял: за то, что в этот момент они понимают: «вот я думал, что у меня так плохо, а оказывается у этих ребят все гораздо хуже, и дам-ка я им 500 рублей».
ПАВЕЛ БОГДАНОВ, корреспондент: «У мюзикла должна быть своя история. Какой она будет здесь?»
БИЛЛИ НОВИК, музыкант, фронтмен группы Billy’s Band: «Формально — это история о человеке, который попадает на блошиный рынок. Кажется, что это место, где продается всякий хлам. Но на самом деле все эти вещички, все эти люди, которые там присутствуют, всего лишь некие флажки, некие вершинки айсберга, за которыми очень серьезные жизненные пласты, судьбы. И в этом антураже происходит взаимоотношения мужчины и женщины».
ПАВЕЛ БОГДАНОВ, корреспондент: «Вы говорили, что вы как-то даже ватник купили на блошином рынке за какие-то смешные деньги».
БИЛЛИ НОВИК, музыкант, фронтмен группы Billy’s Band: «Ватника я никогда не покупал на блохе, чего не сказать о шляпах. Первый и основной свой шляпный массив я купил именно на блохе, еще когда шляпы стоили по 25 рублей, а когда я ввел шляпу в моду, они постепенно подорожали, и сейчас уже там шляпы дешевле 500-600 рублей не купишь. На самом деле, любой блошиный рынок — это неформальный этнографический музей города, некое чистилище для вещей, потому что мы же не знаем судьбы той или иной вещи. Может, она была украдена, может быть, появилась на блошином рынке после смерти дедушки. Именно на блохе происходит очищение вещей от энергии, которое они копили всю жизнь. Почти полное. Но кое-что может и оставаться. И это и есть мистика, которой пронизан как альбом, так и мюзикл».