В одном из тех печальных анекдотов, которые составляют содержание книг Сергея Довлатова, он вспоминал, как пришел на работу к другу-филологу, принимавшему вступительные экзамены в университете. На доске красовалась тема сочинения, кажется, «Философская лирика Пушкина».«Сколько тебе надо времени, чтобы раскрыть эту тему?» – спрашивает у Довлатова его приятель. «Ну недели три надо». «Да? А мне вот и трех лет бы не хватило. А они за три часа напишут». За 1 час 10 минут испанский режиссер Давид Эспиноса рассказывает всемирную историю. Такой, ни много ни мало, охват его спектакля, достойный звучать под громкой эгидой Театральной олимпиады. 

Парадоксальны все масштабы воплощения. Например, что создатель похоже принес его – как улитка – на себе. Благо все может уместиться в одном чемодане. Мало того, в спектакле нет ничего того, чтобы обычный зритель не смог купить и сам воспроизвести в домашних условиях. Довольно интриг!

Давайте своими глазами увидим не столько новые, сколько подходящие формы нового театра. Спектакль «Всемирная история» Давида Эспиносы. Танцуйте передо мной, мои живые куколки! Разве не так в сердце своем обращаются к настоящим актерам настоящие режиссеры? Но не все. Давид Эспиноса, бывший и режиссером, и постановщиком современных танцев, в конце концов перешел к настоящим куколкам. Вернее – к тому, что считают куколками дети, готовые играть с чем угодно. Свобода, которая возможна только в детстве, позволяет испанскому постановщику сыграть во все на свете. И во всех. Кто придет на ум, что подвернется под руку. Вот под веселую «Кукарачу» испанские каравеллыгрузят кофе, картофель и табак. Отправляются в крестовый поход дети, уже маячит черная смерть. Здесь ее не видно, под «Лили Марлен» все игрушки отправляются в газовую камеру. В нужный момент нужные куколки появляются на свет, выполняют свою роль и исчезают. Творится история.

ДАВИД ЭСПИНОСА,режиссер:

«Для того, чтобы говорить об очень серьезных историях, я использую очень простые элементы. Например, у нас есть эпизод, в котором Моисей переходит Красное море, для этого мы используем тазик с водой и фен для волос. Скрижаль с 10 заповедями у нас – знаменитая футболка Марадоны. Мы хотим, чтобы и люди смотрели на это проще, мы говорим о театре, который более свободен для людей. С игрушками я начал работать с 2012 года, а весь предыдущий мой опыт был связан с контемпорари-дэнс.

С пластикой человеческого тела, но в какой-то момент я понял, что «переел» работы с живыми людьми. И нашел выход даже не в куклах в их театральном понимании, а предметах. Обыденных безделушках, которые можно найти в каждом доме. В основном это, конечно, человекоподобные фигурки. Например, русская матрешка.

Для начала я попытался выстроить хронологию. А потом просто стал смотреть, какие предметы у меня есть дома. Я много путешествую, постоянно собираю разные вещи повсюду. Скажем, я думаю: вот история про Адама и Еву. Они есть, нужна змея. Как видите, это очень простые бытовые предметы. Или, например, мне нужна Африка и ее особая религия, ее анимизм. 

Я нашел крокодила. Так появился этот этюд. Мы старались двигаться в сторону интеллектуального осмысления, но в то же время сохранить яркую театральную форму. Я надеюсь, что получился их симбиоз. Так я хотел бы изменить восприятие искусства, в котором деньги и виртуозность уже намертво сплелись в один клубок. Я хочу показать, что театр может быть очень простым, бытовым, до уровня «сделай сам». Нашел предмет, пришел домой, сделал спектакль. Вот так – спонтанно и легко. Во-вторых, я переосмысливаю свой опыт в современном танце, свои наблюдения за работой тела в пространстве и времени. Я вижу, что некоторые взаимодействия между предметами абсурдны, и, в принципе, не должны нести смысловую нагрузку. Иногда движение – это просто перемещение в пространстве и времени. Я стараюсь быть достаточно критичным и ироничным. В конце, как вы видите, у нас появляются НЛО и инопланетяне. Хоть мы и критически смотрим на историю человечества, надеемся, что будущее у него есть, хоть я сам все меньше вижу поводов для оптимизма».