Город вновь переживает пришествие мертвых животных и воскресившего их к новой жизни художника. Ян Фабр. «Рыцарь отчаяния – воин красоты». Выставка, прошедшая 3 года назад, свежа в памяти. Во всяком случае, скандал, который сопровождал появление чучел сбитых машинами животных рядом с полотнами фламандцев в Эрмитаже. Вокруг животных вертелась нелепая по сути дискуссия: что хотел художник?
Сам Фабр вспоминал, что концепция родилась, когда он разглядывал карту-план Дворцовой площади. Вид площади сверху напомнил ему крылья бабочки, приколотой Александрийским столпом. Вот это он тогда и сказал. К 255-летию Эрмитажа на Дворцовой вновь появится призрак эпатажного бельгийца. Здесь будут показывать фильм Яна Фабра «Любовь – высшая сила», а кроме того – перформанс, снятый в самом музее. Облачившись в специально изготовленные доспехи, он обошел залы дворца, останавливаясь и целуя экспонаты. Последний в маршруте – Рыцарский зал, где сам художник и его доспехи подчеркивают кредо: он страж культурного наследия. Тем временем в БДТ демонстрируют другую грань дарования Фабра — его режиссерские работы, в театре будут показаны три спектакля, а художник Пьер Кулибеф создал видеоинсталляцию, в которой пытается средствами кино выразить суть его театральных идей. Смерть, провокации, обращения к античным сюжетам. Анна Орловская выразит средствами телевидения.
Извилистыми путями лабиринта, построенного прямо в центре исторического здания БДТ, впервые проходит великий и могучий Ян Фабр. Повод для визита бельгийского мэтра серьезный – в Большом драматическом открывается его фестиваль «Любовь – высшая сила». С тайными смыслами архитектурной инсталляции, посвященной истории театра, драматурга лично знакомит худрук Андрей Могучий.
Андрей Могучий,художественный руководитель БДТ имени Г. А. Товстоногова: «В Древней Руси мать узнавала ребенка по родимым пятнам. Родимые пятна означали, что ребенок – принадлежность живого мира. И Блок, и Горький находятся в теле матери, в теле Большого драматического театра. И родимыми пятнами сюда проникают».
Мастер абсурдистского искусства вглядывается в исторические портреты и внимательно изучает каждый уголок Фанерного театра. У Фабра не праздный интерес – именно в этих стенах пройдет российская премьера его спектакля «Ночной писатель». Он создан по мотивам личного дневника, рожденного благодаря бессоннице.
ЯН ФАБР,художник, режиссер: «В молодости я был в панике из-за этого, принимал множество препаратов, чтобы наконец уснуть. Но однажды бессонница стала моим другом. А я стал другом темной ночи. И тогда родился «Ночной писатель». Декабрьский спектакль будет для гурманов. Это очень интимная история».
На творческой встрече нет свободных мест. Организаторы признаются: такого ажиотажа не могли и представить. Каждый хочет лично познакомиться с театральными экспериментами Фабра. На фестивале покажут еще две его постановки: «Приготовление к смерти» и мировую премьеру – «Воскресение Кассандры». Изюминкой фестиваля стала инсталляция «Пространство 59».
Художник Пьер Кулибёф вдохновился социальными парадоксами бельгийского драматурга, создал видеоперформанс «Воины красоты» и выбрал для его показа неожиданное место.
АННА ОРЛОВСКАЯ,корреспондент: «Чтобы попасть на выставку, нужно пригнуть голову. Пространство для творческих целей используется впервые. Прямо над нами находится основная сцена БДТ, а впереди транслируется переосмыленный театральный мир Яна Фабра».
ПЬЕР КУЛИБЁФ,художник, режиссЕр: «Работа Яна Фабра – это определенный нарратив, и его можно эксплуатировать. Интересно, что формат полнометражного кино притягивает взгляд, но вы не можете сидеть, здесь нет стульев, вы ходите в пространстве, видите элементы кино повсюду, и у вас меняется восприятие».
Сломанная плитка, ржавые подтеки на стенах и многотонные исторические двери только подчеркивают таинственную атмосферу. Имя Яна Фабра – это всегда абсурд, нотка сумасшествия и глубокий социальный подтекст, разгадать который – задача каждого гостя фестиваля.