Матс Эк репетировал. Не было костюмов, повторялись отдельные элементы. Несмотря на рабочий характер происходящего, на сцене ясно ощущалось главное: рядом легенда, мастер, чье имя – история балета ХХ века. Все намерения мастера читались ясно, хоть бы и исполнялись они «вполноги». Матс Эк, объявивший четыре года назад об уходе со сцены, к счастью, ослушался самого себя.
Всемирно известны переложенные Эком на современный хореографический язык классические балеты: «Жизель», «Спящая красавица». Но не меньшую ценность представляют собой его авторские постановки, не вдохновленные каким-нибудь существующим образцом. Два таких спектакля и показал знаменитый шведский хореограф, в одном из которых танцевал сам. Именно спектакля, а не балета, потому что персонажами стали предметы, а жестами – бытовые движения. От манипуляций с мебелью до рубки дров.
Один из известных коллег Матса Эка сказал как-то, что в балете нельзя показать философию. Похоже, творчество мастера из Швеции может служить опровержением этому утверждению.
О Матсе Эке однажды написали, что он бунтует против прекрасного. То ли обвинение, то ли комплимент. Уже давно главными словами в театральном мире являются не «красивый» или «прекрасный», а «новый» и «инновационный». И хотя Матсу Эку в настоящий момент семьдесят четыре, запас «новых слов» у него не исчерпывается.