Альфред Эберлинг, ученик Ильи Репина, выпускник петербургской Академии художеств, был знаменит тем, что вполне успешно писал и царскую семью, и балерин Мариинского театра, и Владимира Ильича Ленина. Изображения вождя революции в его исполнении украшали советские купюры образца 1937 года. Однако на выставке, открывшейся в Кунсткамере, представлена иная грань художественного таланта. Альфред Эберлинг как фотограф-любитель и зачинатель жанра «стрит-фото».
Если бы в конце XIX века существовал Инстаграм, Альфред Эберлинг стал бы инстаграм-звездой. Свежесть и оригинальность его фотографий по тем временам зашкаливали. Всему виной – счастливое стечение обстоятельств. В феврале 1898 года Альфред Эберлинг вместе с двумя товарищами по петербургской Академии художеств поехали в Стамбул. 21 февраля Эберлинг купил фотоаппарат, новейшую модель на рынке – «Кодак покет» 1895 года выпуска. Первую в истории портативную фотокамеру.
Внутри Круглого зала то, что составляло контекст. Статичные фотографии профессиональных фотографов того времени. По внутреннему диаметру галереи – Стамбул, по внешнему – Санкт-Петербург. Столицу Российской Империи Эберлинг фотографировал в 1899-м, год спустя после Стамбула. Городская жизнь в ее естественном ритме и движении. Торговцы, извозчики, мамочки с колясками.
Никогда больше к уличной фотографии Эберлинг не вернулся. Да и то, что уцелели эти снимки – чистое чудо. Пленка была проявлена, но напечатаны фотографии не были. Возможно, Эберлинг не относился к ним серьезно, ведь серьезно он относился к живописи. Однако в историю он вошел как портретист второго ряда и как фотограф, сохранивший для нас удивительные городские образы рубежа XIX и XX веков.