Каждый петербуржец знает, что он — ленинградец. В контексте памяти блокады, годовщину начала которой город на Неве вспоминал в эти дни. Год от года память горестных лет только крепнет, дно говорить о них становится все сложнее. Блокада обросла мифами и уже привычными метафорами, за которыми порой скрывается ужас далекой беды. Способы поколебать скорбное бесчувствие обязательных мероприятий ищут и в театрах, и музеях. В числе последних можно вспомнить спектакль Яны Туминой «Гекатомба», в которой актеры на поролоновых куклах демонстрировали зрителям физиологию предельного истощения. К нынешней дате вновь открылся Музей обороны и блокады Ленинграда. Музей посетила корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Дарья Патрина.
Официально обновленная экспозиция Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда открылась 6 сентября. Все выходные здесь не иссякал поток посетителей. Вход был свободным, экскурсии следовали одна за другой, концертные программы плавно сменяли друг друга. Для петербуржцев сохранение Музея блокады на его историческом месте в Соляном переулке — событие знаковое.
Истории самого музея теперь посвящен отдельный зал. Сейчас сложно представить, но решение о проведении масштабной выставки «Героическая оборона Ленинграда» было принято за полтора месяца до полного освобождения города от фашистской блокады. И весной 1944 года экспозиция, потом ставшая музеем, открылась в уже освобожденном городе. Она полностью занимала здание в Соляном городке — 37 залов общей площадью сорок тысяч квадратных метров. Главным художником выставки был ученик Малевича, реформатор советского фарфора и звезда ленинградского авангарда Николай Суетин. И тогда он применил оригинальные экспозиционные решения.
В 1949 году по Ленинградскому делу был арестован первый директор музея Лев Раков и другие музейные сотрудники. Сам музей закрыли якобы на ремонт и больше не открывали. Его возродили лишь спустя сорок лет, на волне перестройки в 1989 году, но не в 37 залах, а только в одном.
Все предметы из прежней экспозиции поместились в обновленном зале. Были получены и новые экспонаты. Многое удалось наконец достать из фондов. Эти вещи размещены в витринах или наполняют собой реконструкции сцен блокадной жизни. А оцифрованные документы и фотографии из музейных фондов стали основой для видеоинсталляций.
Все музейные архивы и фонды оцифрованы и собраны в медиатеке, свободный доступ к которой может получить любой посетитель. Музей блокады может стать главным информационным центром в мире, сохраняющим память об одном из самых страшных и трагических событий Второй мировой войны.