Каждый петербуржец занимался серьезной живописью, если рассуждать в категориях современного искусства. Вы в детстве что-нибудь чирикали в тетради? Мальчишки —  машинки и танковые сражения. Девочки — цветы, сердечки и принцесс. Все это можно назвать ар брютом, грубое или наивное искусство. В нем не так важно: как и что нарисовано, важен художник, его жизнь и судьба. Тюрьма, насилие, увечье — частые пункты в биографии художников, работы которых в отрыве от биографии, можно посчитать детскими. Например, в работах людей, находящихся по ту сторону рассудка, галеристы и кураторы выставок ищут новую подлинность и глубину. В Восточном павильоне Михайловского замка проходит выставка «Ар брют. Сближения». С подробностями корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Павел Богданов.

Ар брют в переводе с французского означает «грубое искусство». Термин был введен художником Жаном Дюбюффе для описания собранной им коллекции картин, рисунков и скульптур, созданных непрофессиональными мастерами, а маргиналами. 

Специалисты отмечают не только терапевтический эффект от творчества, многие люди с особенностями развития по праву именуются художниками. 

ПАВЕЛ БОГДАНОВ, корреспондент:
«Ар брютом вдохновлялись Пикассо и Матисс, а работы художников этого направления теперь экспонируются в лучших галереях мира. Но для России 21 века — это по-прежнему история про старания отдельных энтузиастов».

Таких как Лидия Шендерева, куратор «Открытой студии» Русского музея, проекта для взрослых людей с особенностями ментального развития. Студия была создана в 1995 году. Прошло больше 20 лет, и она обрела свой дом в Восточном павильоне Михайловского замка. И вот теперь в стенах музея первая выставка, на которой  художники могут увидеть свои произведения.

Художника может обидеть каждый — расхожее выражение. Но к участникам выставки «Ар брют. Сближение» подходит вдвойне. Однако выбирать пришлось. Иначе не показать все лучшее, что создано в студиях, которые занимаются работой с особыми людьми.

Всего пять студий, три десятка художников и сотни работ. Но, конечно, в цифрах измерить то, что делают руководители этих организаций нельзя, слишком формально. Гораздо важнее, что благодаря их стараниям стираются границы, и происходит то самое сближение, а помогает им в этом сила искусства.