Каждый петербуржец знает в лицо Зинаиду Серебрякову. Вы точно помните: юная кареглазая красавица, расчесывающая волосы на полотне «За туалетом». Тот редкий и особо любопытный именно для женщин-художниц случай, когда самой известной работой является автопортрет, причем не жутковатый, а мягкий, нежный, теплый. Все те эпитеты, которыми принято сопровождать любую ее работу. В их разнообразии искали смысл своей выставки в KGallery. Портреты семьи и друзей, автопортреты — в костюмах и даже ню. Но главное: все работы малодоступны в обычное время, поскольку собраны из частных петербургских коллекций. На выставке побывала корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Александра Мымрина.
АЛЕКСАНДРА МЫМРИНА, корреспондент: «Зинаида Серебрякова — художница, которую не только узнают в лицо, но и та, кого любят, кажется, вообще все. И музейщики, и частные коллекционеры, и самая широкая публика. Почему? Догадаться нетрудно, стоит увидеть хотя бы несколько ее работ».
Дети с огромными глазами, идиллические пейзажи, пышные, без тени измученности, крестьянки. На полотнах Серебряковой будто все время светит солнце, она — художница «ясной радости и простоты», ни капли трагичного. Будто бы и не было в ее жизни революции, сожженного семейного поместья, рано умершего мужа, эмиграции и вынужденной, долгой разлуки с детьми. Только приятные семейные хлопоты, пропитанные солнцем тельняшки, летящие пачки.
ЮРИЙ ГОГОЛИЦИН, искусствовед: «Что такое живопись? Это язык, на котором автор живописи говорит. И если он искренний, то он задевает. А Серебрякова — искренний человек. Именно потому, что она искренняя художница, она занимает очень высокое место среди женщин-художников. И даже среди мужчин».
Юрий Гоголицин — единственный в Петербурге человек, который вел переписку с Серебряковой. За пару лет до смерти художницы в Советском Союзе проводят несколько ее выставок, в том числе в Русском музее. «Явившееся чудо», так пишут тогда о Серебряковой искусствоведы. Ворохом писем с восторгами и вопросами засыпают Зинаиду Евгеньевну. А она откровенничает с родными: «Это внимание меня несказанно трогает! Тут ведь, во Франции, никакого отклика на мое художество нет. Да я и не жду».
ЮРИЙ ГОГОЛИЦИН, искусствовед: «Я получил от нее порядка 40-50 писем, и длилась наша переписка года три. Ее интересовал город Петербург. Я присылал ей альбомы, открытки, книги. Она до конца своей жизни оставалась не приспособленкой, как многие эмигранты, она была русской художницей и русской женщиной по духу своему. И все, что связано с русской культурой, ее всегда интересовало. Если я задавал ей десять вопросов, то она мне столько же. Все ее письма были очень добрые, очень сердечные».
Сегодня отклик на творчество Серебряковой огромен. В KGallery покажут более 70 ее работ. Пастели, эскизы, карандашные рисунки. Это то, что не назовешь хитами, но они интересны, потому что это Серебрякова. Потому что ее рука, сплетающая изысканные позы и изящные пропорции, а ее глаза, с детства научившиеся видеть грациозность и красоту во всем.