Когда Фабио Мастранджело и Юлия Стрижак задумали проект «Опера — всем», они сразу, без всяких обсуждений, решили: открывать новое дело надо оперой Глинки «Жизнь за царя». Первая русская опера о национальном герое продиктовала и место. Где же ещё, как не на площади рядом с собором, где покоятся русские монархи? Но тогда все сомневались: а придут ли люди? «Это не попса, даже не джазовый фестиваль!» — твердили скептики.
ВИКТОР ВЫСОЦКИЙ,арт-директор фестиваля, режиссёр-постановщик оперы «Орлеанская дева»: Нам всё время говорили, что опера — это сложно, это элитарный жанр, что нас не поймут. Но мы всё-таки решили попробовать. Мы думали, будет 700-800 человек придёт. Когда мы увидели публику, которая пришла на наш первый спектакль «Жизнь за царя», когда мы увидели, что вся Соборная площадь заполнена людьми, которые ждут этого спектакля, — это было потрясение.
В этом году программа, как впрочем и всегда, обещает быть насыщенной и разнообразной.
ФАБИО МАСТРАНДЖЕЛО,дирижер, художественный руководитель театра «Мюзик-Холл»: Есть «Севильский Цирюльник», это комическая опера. Обычно у нас хотя бы одна комическая опера бывает на фестивале. «Орлеанская Дева» — сильно драматическая. В «Богеме» есть и то и другое. И «Майская ночь» — очень лирическая. По-моему, есть на все вкусы.
Поклонники «Майской ночи» смогут оценить созвучность русалочной мистики природным декорациям Елагина Острова. Фасад Театра «Мюзик-холл» сыграет роль парижского Монмартра, на фоне его развернется лав-стори героев оперы Пуччини «Богема». И конечно же, где, как ни в Царском Селе, исполнить шедевр на все времена «Севильский цирюльник» Россини?
ХАНС-ЙОАХИМ ФРАЙ,режиссёр (Австрия): Это самый большой зал, который вы можете себе представить, — площадь перед Екатерининский дворцом. И надо было найти оперу, которой будет очень светло, легко и с хорошим духом. «Севильский цирюльник» — идеальная опера для этого. Всем нравится этот сюжет. Но мы едины с миром музыки, все мы музыканты. У нас будет замечательная скрипка, вокруг которой будет происходить действие. И наша философия: всё — это музыка в жизни. История Екатерины Великой и опера.
Но откроется фестиваль традиционно большой русской оперой — «Орлеанской девой» Чайковского.
ВИКТОР ВЫСОЦКИЙ,арт-директор фестиваля, режиссёр-постановщик оперы «Орлеанская дева»: Это замечательная опера. В ней очень ясный конфликт, ясный, яркий характер, замечательные сильные хоровые сцены и там очень трогательный удивительный текст.
Удивительно, но несмотря на премьерный успех монументального и эмоционального сочинения о Жанне Д’Арк, оно оказалось в тени куда более знаменитых опер Чайковского. Но в этом и заключается миссия фестиваля: не только радовать мировыми шедеврами, но и вспоминать о незаслуженно забытых операх.