В гостях у программы «Хорошее утро» Владимир Буковский, к.т.н., генеральный директор конструкторского бюро.
василий киров,ведущий: Что такое экраноплан?
Владимир Буковский,к.т.н., генеральный директор конструкторского бюро: Это чудо, которое поражает умы конструкторов уже 90 лет. Почему прельщает? Оно движется в интересном режиме. Экраноплан использует для движения среду, которую сам создаёт — динамическую подушку. С другой стороны — эту динамическую подушку очень сложно обуздать. Нужна очень большая база, большой объём знаний, чтобы машина слушалась. Сначала этот режим не управлялся, самолёты улетали с полосы. Вообще, экраноплан, морское судно. Потому что динамическую подушку можно создать на ровной поверхности — это вода и лёд, может, тундра. На сегодняшний день создан ряд таки машин. Первая — это гениальные наши конструкторы: Роберт Бартини и Ростислав Алексеев, которые попытались обуздать этот вид транспорта. Потом появились Липеш и Фишер в Германии. Это основные школы.
людмила ширяева,ведущая: Почему экраноплан до сих пор не приобрёл широкую популярность?
Владимир Буковский,к.т.н., генеральный директор конструкторского бюро: Моё мнение, из-за слабой математической и научной подготовки, отсутствия фундаментальной базы. Государство не готово вкладывать в эту тему большие средства.
людмила ширяева,ведущая: Чем экраноплан отличается от судов на воздушной подушке?
Владимир Буковский,к.т.н., генеральный директор конструкторского бюро: Воздушная подушка нагнетается под себя на скорости 0, а у экраноплана эта подушка появляется на скорости от 70 кмч. Он нагнетает, и она его поднимает.
людмила ширяева,ведущая: Где можно применять экраноплан?
Владимир Буковский,к.т.н., генеральный директор конструкторского бюро: Сейчас машина проходит испытания на реке Лена, в Якутии. Сегодня теряется транспортная доступность по большим рекам, они мелеют, суда не могут пройти. Навигация очень короткая. Мы хотим сделать круглогодичной проходимость.
людмила ширяева,ведущая: Как он преодолевает препятствия?
Владимир Буковский,к.т.н., генеральный директор конструкторского бюро: Или поднимаясь на небольшую высоту, обходя их, разрешено до 150 метров — у него такая возможность. Второе, остановиться и объехать, как автомобиль, потом разогнаться и лететь дальше.
василий киров,ведущий: Сколько времени он может находиться в полёте?
Владимир Буковский,к.т.н., генеральный директор конструкторского бюро: Самолётное время, несколько часов. И по погодным условиям можно сравнивать с самолётом, ему может помешать боковой ветер.
людмила ширяева,ведущая: Какой зарубежный опыт строительства экранопланов?
Владимир Буковский,к.т.н., генеральный директор конструкторского бюро: 5-7 стран занимаются экранопланами. Самое мощное вложение денег — это Китай и Южная Корея. Есть серийное производство — 8-миместная машина — в Сингапуре. Был опыт в Советском Союзе боевых экранопланов. Александр Васильевич Коробкин, мой заместитель, друг — мы с ним эту тему продвигаем. Создана рабочая группа между Министерством транспорта и Министерством промышленности и торговли и создан научный центр в Российском университете транспорта, испытательно-сертификационный центр. Мы идём потихонечку вперёд. Мы хотим, чтобы Россия не потеряла первенство.
василий киров,ведущий: Какое будущее у экранопланов?
Владимир Буковский,к.т.н., генеральный директор конструкторского бюро: Я вижу такое будущее: тысячи таких экранопланов движутся по мировому океану, особенно на прибрежных территория, островных, на реках, перевозят людей с большой интенсивностью.