Скандал с диаскинтестом может привести к росту числа отказов от прививок в целом. Как спасались от оспы российские императоры? И вернётся ли чума, если общество откажется от вакцинации? Репортаж Евгении Альтфельд.
Многие родители настороженно относились к новому препарату еще задолго до происшествия. Зоя Семакина, мама 10-летней школьницы — сторонница вакцинации. Но ей пришлось написать отказ именно от диаскинтеста, хотя все традиционные манту дочке сделаны.
Зоя Семакина, мама третьеклассницы, юрист: «Мы делали прививки и ранее, мы делали туберкулинодиагностику, но поскольку диаскинтест — это новый препарат, я нигде не нашла информацию о том, как проводились исследования, но найдя в противопоказаниях свой диагноз, я написала отказ и попросила в поликлинике написать медотвод».
Несмотря на официальный медотвод от теста и целую стопку анализов, включая флюорографию, руководство школы обвинило Зою в нарушении прав ребенка и изолировало девочку от класса. Целую неделю третьеклассница приезжала на уроки и весь день сидела в изоляторе, где ей поставили парту и стул. Эту историю будет расследовать уполномоченный по правам ребенка.
Тест на туберкулез, который проводят на основе крови, взятой из вены — набирает популярность. Цена огромная — до 6 тыс. рублей, зато никакого влияния на организм — реакция происходит в пробирке. Но не все садики и школы принимают такой анализ. В сети появилась петиция к Минздраву – ввести безопасный метод в официальный перечень, ее подписало уже 5 тысяч человек. Врачи опасаются, что скандал с диаскинтестом может всколыхнуть новую волну антипрививочных настроений. По оценкам врачей, около 10 процентов петербургских родителей и так пишут отказ от всех прививок. И лишь половина из них — по медицинским показаниям.
О масштабе антипрививочных кампаний во всем мире можно судить по недавнему выступлению Роберта Де Ниро, актер пообещал сто тысяч долларов тому, кто докажет безопасность вакцин. Де Ниро считает, что его сын заболел аутизмом после прививки и даже снял фильм об осложнениях после вакцины и коррупции в этой стратегической сфере, где крутятся миллиарды долларов. Деньги, которые не снились даже обладателям Оскара.
Между тем, в его родной Америке, дети противников вакцинации сами выступают ЗА профилактику. Мы попросили одну из участниц нового движения 13-летнюю Калену Медель рассказать, почему американские подростки осознали важность прививок:
— Я рада, что подростки заявили об этом, потому что иначе нам придется жить в мире, где у людей не будет прививок, и опасные заболевания будут распространяться, принося много вреда. Жаль, что мы не может сами принимать решение до 18 лет.
Иммунолог Лидия Нереуца считает своим долгом убеждать родителей делать прививки от самых опасных заболеваний. Осложнения и правда бывают у детей со скрытыми проблемами здоровья, которые не увидели вовремя и аллергиков. Но это ничто по сравнению с тем, к чему приводит отказ о вакцины:
— Самое страшное, когда дети умирают от столбняка. Я это видела на своей практике, когда работала в реанимации. Не очень приятно видеть родителей, которые боятся смерти ребенка, когда поступает с банальной ангиной, мамы боятся дифтерии. Сразу понятно, что дети не привиты.
Единственный в России петербургские музей гигиены недавно отметил 100 лет, целый зал посвящен истории вакцинации. Эта фигурка напоминает об историческом моменте — английский врач Эдвард Дженнер, изобретатель вакцины от оспы, делает прививку своему сыну. Вскоре после этого спасение от смертельной болезни по приказу Екатерины II будет доставлено в Российскую Империю.
Прививки стали явлением модным, в окружении императрицы их стремились сделать даже те, кто в детстве переболел оспой. Благодаря вакцине к концу 20 века смертельная болезнь полностью исчезла. Зато в 21 веке, во многом из-за противников прививок, вернулась корь, вспышек которой в России не было несколько десятилетий. По данным ВОЗ, число заболевших в Европе бьет все рекорды — 41 тысяча человек.
В цифровой век бои за вакцинацию перешли из медицинских кабинетов в пространство соцсетей. Накануне Youtube отключил монетизацию на видео, продвигающих антипрививочное движение. То есть на роликах, где пропагандируется отказ от прививок, теперь невозможно заработать. Свою лепту вносят и разработчики видеоигр.
Евгения Альтфельд, корреспондент: «Эта игра называется "Пандемия". Любимый сценарий многих современных фильмов ужасов. Хотя история доказывает, что реальность может быть страшнее вымысла. Вспомнить ту же оспу, которая унесла 500 миллионов жизней, а потом исчезла после поголовной вакцинации. Каждый родитель волен сам решать — делать прививку или нет. Хотя этот выбор он делает не только за своего ребенка, но и за своих друзей и соседей. А в итоге — за весь мир».