Играли в Петербурге на новой арене. Решение принимал не он, сказал Дишам и добавил, что солидарность выражается не в этом. Повязки — это формальность, но формальность исключительно важная в момент, когда выразить сочувствие иначе невозможно. Так кто же и зачем принимает такие решения? И почему очень часто именно футбол становится инструментом политической борьбы? Александр Буренин нашел примеры.

Вот так выглядит футбол Северной Кореи в XXI веке. В 1966 году они были первой азиатской сборной, вышедшей в плей-офф чемпионата мира. Но в 2014 году сборная превзошла все ожидания болельщиков и пробилась в финал мирового первенства. Об этом заявило местное телевидение, хотя страна в тот момент на мундиаль даже не отбиралась. 

А однажды в Корею привезли сборную пентакампеонов, за товарищеским матчем с кудесниками мяча наблюдали десятки тысяч людей. Проблема была лишь в одном — в соперниках были не Рональдиньо и Марсело, а полулюбительский клуб четвертого дивизиона Бразилии. Но и об этом в Северной Корее, кажется, до сих пор не знают. 

По воспоминаниям очевидцев, в фильме «Гол в Спасские ворота» события передаются еще более-менее спокойно. Во время хельсинской Олимпиады, перед матчем с политическими врагами Югославами давление на сборную было сумасшедшее, приказ играть и правда был дан буквально за час до стартового свистка. Перед этим в штаб сборной шли телеграммы от руководства ЦК, что будет, если они нет, не уступят сопернику, а опозорят родину. Матч закончился 1:3. После этого, уже в поезде рассуждали о карьере и жизни. Кажется, это конечная. 

Сергей Бавли,глава редакционного совета ИД «Спорт день за днем»:
«Не были уверены: их на Финляндском вокзале выпустят, или они поедут в более холодный климат. Они в основном обсуждали не столько свою судьбу, сколько момент — дадут им попрощаться с родственниками или сразу». 

В итоге команду клуба армии, как бы сейчас сказали базовый клуб сборной, просто разогнали, на многих карьерах поставили крест. Но родных они все же не потеряли. Это был яркий случай, когда через футбол, через спорт вымещали политическую злость.
 
Но в 1969 году события на футбольном поле закончились военным конфликтом. Сальвадор и Гондурас — вечный спор богатого и бедного соседа. Последний каплей стала серия игр за выход на чемпионат мира. В игре Сальвадор победил. Но матчи сопровождались беспорядками, доставалось болельщикам и с той, и с другой стороны. Гондурас мобилизовал армию.

СЕРГЕЙ ЦЫПЛЯЕВ, декан юридического факультета северо-западного института управления РАНХИГС:
«Дальше если только оказываются очень эмоциональными и увлеченными болельщиками политические лидеры, то дальше уже не остановится. Если не хватает мудрости руководителям понимать, что это просто спор». 

Менее чем за неделю военных действий — шесть тысяч убитых и более десяти тысяч раненных. А поединки Гондураса и Сальвадора и сегодня остаются напряженными, даже злыми. Благо локально, на футбольном поле. 

Есть мнение, что история единой Югославии закончилась в этот момент. Звонимир Бобан, к слову в будущем легендарный футболист, вступился за хорватских фанатов и ударил полицейского, этнического серба. На родине стал героем, за пределами ультра-националистом. Сегодня сербов с хорватами, боснийцев с албанцами по-прежнему стараются разводить при жеребьевках любых турниров. Их встречи — это всегда матчи повышенной опасности. 

А это знаменитый гол чилийцев в пустые ворота, которые мог бы защищать вратарь сборной Советского Союза. В Южной стране недавно свергли дружественный режим Альенде, к власти пришел Пиночет. Стадион служил концлагерем, там расстреливали людей, чуть ли не за день до игры с трибун отмывали кровь. Сборную не отпустили. 

СЕРГЕЙ ЦЫПЛЯЕВ,декан юридического факультета северо-западного института управления РАНХИГС:
«Мы воспринимали весь мир как шахматную доску, где идет игра. Здесь наши союзники, здесь не наши. И каждая страна, что встает на социалистические рельсы — это наша победа, а их поражение». 

И наоборот. За политическим антуражем нельзя забывать, что в футбольном смысле команда тогда понесла серьезные потери. Речь могла идти о медалях мундиаля. 

Сергей Бавли,глава редакционного совета ИД «Спорт день за днем»:
«Это был 1974 год. А 1975 — это был кубок кубков киевского «Динамо», это набравший фантастическую форму Олег Блохин. То, что без четвертьфинала даже не обсуждается, а так эта сборная была очень на многое способна». 

А ведь был еще 1986 год, когда Марадона выбил англичан из турнира, а после принес сборной Аргентины титул чемпионов. Но на родине Диего все повторяли: главное не столько золото, сколько победа над британцами как месть за фолклендские острова. Это ещё один территориальный конфликт, который сопровождает футбол постоянно. 

АЛЕКСАНДР БУРЕНИН,корреспондент: 
«Хотя уже 32 года британским болельщикам не дает уснуть совсем не политический аспект. Они ждут вендетты за эпизод, который навсегда получил название «Рука Бога». Диего Марадона забил самый скандальный гол в истории футбола. Хотя за 20 лет до этого сами англичане стали чемпионами мира благодаря ошибке арбитра на линии. И таких эпизодов масса. Да, интриги в футболе порой не терпят дипломатии, но чаще всего не требуют и дипломатической подпитки».