Памятник за рубль. В Петербурге ищут способ спасти аварийные архитектурные памятники. Пригодился опыт Москвы, где уже третий год действует программа льготной аренды разрушающихся особняков. Все просто: инвесторы вкладываются в реставрацию в течение пяти лет, а потом 49 лет платят в бюджет символическую сумму — рубль за квадратный метр. В столице дело идет, но с трудом. Тем не менее, кое-что спасли.
Удастся ли применить этот опыт на нашей территории? Александр Одинцов узнал, сколько объектов город готов отдать с такой хорошей скидкой и оценил бизнес-привлекательность проекта.
Александр Одинцов,корреспондент: «Александровские ворота Охтинского порохового завода — один из объектов списка зданий-памятников, которые пустят с молотка. Бизнесу такие предлагают арендовать на выгодных условиях. Рубль за квадратный метр. Образец классицизма, построенный в 1806 году, к визиту на предприятие императора Александра первого. раньше эти ворота были своего рода проходной на предприятие. Сейчас, судя по всему, через них нередко проходили вандалы».
А еще время совсем не щадило памятник архитектуры. Стены в трещинах, в месте, где когда-то колокол возвещал о начале и конце трудовой смены, сейчас нарушена кровля. А между тем ворота с 2016 внесены КГИОПом в единый государственный реестр объектов культурного наследия.
Окруженные индустриальным пейзажем Красногвардейского района ворота — вряд ли станут предметом оживленного спора инвесторов. Но здания, которые пустят с молотка по принципу «рубль за метр» расположились как на окраинах, так и в самом сердце Северной столицы. В списке, около 2 десятков строений. Например, казарма Первого учебного морского экипажа в Кронштадте, усадьба Львовой в Петергофе, здание амбулатории и ремесленного приюта на Васильевском острове, и вот он явный фаворит — Императорский вокзал в Пушкине.
КОНСТАНТИН ИГЛИНСКИЙ,владелец сети столовых: «Это уникальные места, если их превратить в коммерческие объекты с соблюдением норм социальной ответственности, тогда безусловно — они могут быть успешными».
Владелец сети бюджетных столовых Константин Иглинский признает — идея хорошая. Сейчас он размышляет, вступать ли в борьбу за «квадраты» с такой низкой ценой и такой богатой историей. Бизнесмен говорит, что в самом законе есть пункты, которые не позволяют предпринимателям просчитывать все риски, ведь реинкарнация объекта культурного наследия от и до — забота победителя торгов.
КОНСТАНТИН ИГЛИНСКИЙ,владелец сети столовых: «Вложения огромные. Они больше, чем в объект не требующий такого внимания. Чуть больше бы озаботились и провели предварительную оценку объектов, тогда было бы и бизнесу проще понять во что ты входишь. То есть, условная смета, используемые типы материалов».
Выгодные договоры аренды с инвестором-предпринимателем город заключит на 49 лет. Правда, сдаваться за рубль квадратный метр сразу не будет. Законом предписано: после торгов, два года отводится на разработку проекта -реставрации, в последующие пять проводить ремонт. На это время будет действовать рыночная цена аренды, с оглядкой на состояния объекта. Для бизнесменов своего рода стимул — чтобы отремонтированные помещения, как можно скорее, принял КГИОП. Но это не повод нарушать, говорят градозащитники. Они настаивают на строгом контроле ремонтных работ.
АЛЕКСАНДР КОНОНОВ заместитель председателя петербургского отделения ВООПИиК «Как только будет согласована проектная документация, нужно разработать дорожную карту, план график производства этих работ. Регулярно проверять, смотреть, чтобы соблюдались сроки, качество этих работ. Смотреть, чтобы это были квалифицированные и серьёзные фирмы привлечены».
Петербург — преемник программы по спасению ценных исторических зданий. Первой была Москва. Как правило, приспосабливали их под бизнес, который быстро окупал затраты: отели и общепит.
ВАЛЕРИЙ ТАТЬЯН инвестор (г. Москва): «Один объект это мини-отель, который уже готов и, кстати, за 2 месяца эксплуатации он вошел в десятку лучших мини-отелей Москвы. Я бы советовал тем, кто хочет участвовать в этой программе не рассчитывать, что они за год закончат этот объект. Программа очень интересная, она репутационная, она духоподъемная, но надо всё это иметь в виду».
В программу попадут только нежилые помещения. Статус аукционных лотов-зданий, в некоторых случаях еще определяется.
Увядающие памятники культурного наследия бизнесмены смогут приспособить практически под все что угодно. Но есть ограничения: например, в них нельзя будет производить взрыво- и огнеопасные материалы, размещать оборудование оказывающее динамическое влияние на стены.
МАРИНА ЯНКИНА заместитель председателя комитета имущественных отношений Петербурга: «Те ограничения, которые охранным обязательством накладываются — этого достаточно, для того чтобы не допустить в этих объектах бизнеса, неблагоприятного для города».
В случае нарушений договор с арендатором могут разорвать. Споров вокруг статуса собственности тоже не возникнет. Здания останутся в городском ведении. И хоть Северная столица преемник федерального закона, здесь уверены, вернуть к жизни таким путем смогут не мало исторических зданий. Первые аукционы пройдут уже этим летом.