В Петербурге на этой неделе состоялся большой международный педсовет — образовательный форум, в котором приняли участие почти три десятка стран. Обсуждение целого ряда проблем отрасли проходило на фоне уже начавшейся общественной дискуссии о введении, так называемого, единого государственного образовательного стандарта.
Инициатива Министерства образования. Если коротко, то суть ее в следующем: дети по всей стране во всех школах без исключения должны изучать единую программу.
На форуме в Петербурге министр Ольга Васильева еще раз подчеркнула: тема открыта для обсуждения профессионалами, но школы необходимо привести к общему знаменателю.
А разве не так было в советском союзе? И зачем реформа, которая отбросит систему образования на десятки лет назад? Эти и многие другие вопросы тут же возникли у противников нововведения. Так чему же учат в школе сегодня? Анна Безкровная попыталась понять — что есть и что будет.
Анна Безкровная,корреспондент: «Вычитать, умножать, буквы разные писать. Всему этому в современной школе, конечно, учат. Но эти знания в реалиях века 21 порой становятся не самыми важными. Ведь буквы ребенок чаще не пишет, а печатает, да и отвечать на уроке его вызывают не к простой, а к интерактивной доске».
Именно у нее Владислав Абрамов и дает уроки. Молодой человек работает учителем чуть больше полугода. Совсем недавно сам сидел за партой. Потому знает: говорить с ребенком нужно на его языке:
Владислав Абрамов,учитель начальных классов школы №619: «Я с одной стороны применяю современное педагогические методы, с другой стороны — современные цифровые технологии. И плюс — рефлексия. То есть, обратный ответ. Детям это понравилось, не понравилось, им было интересно, или сложно. Потом, исходя из ответов детей я составляю общую картину».
От общего к частному. Современная школа — это индивидуальный подход. Таланты каждого ребенка стараются раскрыть по-особому. В помощь — не только современные технологии, но и старый-добрый интерес.
Максим Рыжов,победитель конкурса «Учитель года-2016»: «Здесь вы видите набор, который располагается в кейсе «мыльная опера». Здесь, как вы уже поняли из названия, в этом кейсе дети варят мыло. Причем мыло различное, из различных компонентов, с разными ароматами».
И это на уроке биологии. В 619-ой школе к образовательному процессу подходят по-своему. Пространство рассчитано так, чтобы ребенок чувствовал себя как дома: шкафчики, чтобы не носить портфели, кресла, в которых точно должны прийти идеи.
Максим Рыжов,победитель конкурса «Учитель года-2016»: «Если кто-то задумался над каким-то вопросом, или не может найти ответ на вопрос, который его интересует, то он, перед тем, как обратиться ко мне, садится на это кресло. Это кресло для тех, кто хочет, чтобы пришли мысли в голову. Но если и тут не приходят, то вопросы задаются мне».
Ответы на многие вопросы сейчас даже ребенок может легко найти в сети. Учитель в мире современном имеет совсем другой статус, нежели всего несколько лет назад.
Илья Демаков,победитель конкурса «Учитель года-2017»: «Единственное, в чем никогда, никакая цифровая среда, в том числе и видеоблоги не смогут конкурировать с учителем — это в способности вести диалог. Потому что учитель был и остается особым взрослым для ребенка, которому интересно со взрослым говорить. И вот в этом статусе мы не отменяемы».
Статус педагога — одна из определяющий вещей. Но немаловажно и то, чему он учит. Сейчас каждая школа может выбирать свой образовательный стандарт. Но в планах — разработать единую систему. Чтобы и сельские, и столичные школьники, изучали одно и то же. У идеи есть множество противников. Их тоже призывают к совместной работе.
Ольга Васильева,министр образования РФ: «Мы приглашаем к совместной работе всех, кому не безразлично содержание минимальное, базовое содержание школы общей и начальной, чтобы было понятно. Но без этого двигаться дальше нельзя. Потому что не ЕГЭ определяет, КИМы в августе, а с точностью наоборот — содержание школьного образования».
Содержание стандартов еще будет корректироваться. Тем не менее, похожей одна на другую школы вряд ли станут. Сейчас каждая пытается не просто давать образование, но и разрабатывать свои методики, сотрудничать с вузами и компаниями. Ведь школа — это целый социальный институт. И диалог: ученик — учитель приносит первому в большей степени не знания, а особый подход к обучению, который может продолжаться бесконечно.