Юрий Зинчук, ведущий: «Невероятно, в Петербурге зафиксирован резкий взлёт популярности к настольными играми. Игры продают десятками тысяч. Я говорю "невероятно", потому что не понимаю, зачем люди покупают эти картонные игры с кубиками и фишками. Или ещё чем-нибудь. Домино или лото. Не знаю. Но вот официальные цифры. Эксперты сейчас оценивают объем рынка этой индустрии развлечений в России в 100 млн долларов в год. 

Почему в цифровую эпоху настольные игры стали едва ли не популярнее компьютерных. Во что они там играют и зачем. И сможет ли петербург стать лидером в этой индустрии. Тему продолжит Антон Цуман».

Вечер, гостиная петербургской семьи Таборидзе. Виолета — психолог, Александр — инженер. Но в данный — они участники битвы по мотивам древнегреческих мифов прямо на кухонном столе. Которые объясняют своему другу Алексею и нашей съемочной группе правила игры.

И это лишь одна игра из коллекции супругов. По их словам, провести вечер так – значительно интереснее, чем в каком-нибудь баре. 

Александр: «Не то что мы не ходим в бар по пятницам. Бар заканчивается быстро и непонятно чем. А здесь есть возможность подумать, пободаться».

Ещё век назад настольными играми можно было назвать только шахматы, шашки, карты или домино. Теперь так чаще называют игры с определенным сюжетом. Одна из первых — американская монополия. Цель проста — покупаешь землю, строишь дома, разоряешь соперников. Но в России она стала известна гораздо позже и под другим именем. 

Но из ленинградско-петербургского в «Менеджере» были только названия. Спустя 30 лет на первый план выходит атмосфера. Которую в своей игре попытались воссоздать научный сотрудник «Музея советских игровых автоматов» Марина Кутепова и иллюстратор Илья Тихомиров. Задача — прожить один день по-петербургски, кидая кубик и передвигая фишки.

Эта игра про Петербург ещё только готовится выйти на рынок. А вот игра Алексея Казакова уже прочно обосновалась на прилавках книжных и сувенирных магазинов. Всего год назад он демонстрировал нам игру-викторину про петербургские достопримечательности. А теперь вместе с редактором игры Лианой Макарян тестируем игру про футбольный клуб «Зенит» и обсуждаем секреты творческой кухни разработчика игр.

Найти своего игрока — самое сложное для каждой настольной игры. Сегодня это целая индустрия с многомиллионными оборотами. Для справки, третий по величине проект только на российских площадках по краудфайндингу — привлечению средств — перевод зарубежной настольной игры на русский язык. Количесво выпущенных настольных игр растет год от года. Как и армия фанатов, некоторые из которых даже делают из этого бизнес.

Роман Шамолин девять лет назад начинал с торговли настольными играми. Теперь под его управлением целое издательство. Которое не только переводит иностранные игры, но и выпускает собственные. Уже на зарубежный рынок. По словам Романа эта индустрия совсем не проста — и держится больше на энтузиазме, чем на стремлении заработать.

Роман Шамолин: «Если раньше мы выпускали игру какую-нибудь новую, глобальную о которой все говорят раз в три месяца, то сейчас по 5 предложений в месяц, то есть условно говоря сейчас рынок перегрет. Это больше творческий процесс — перевести, раскрутить, выбрать. Хотите деньги –покупайте биткоины».

Тем временем, в одном из антикафе посвященном исключительно настолкам — традиционный вечерний ажиотаж. Ни одного свободного столика. И это в цифровую эпоху, когда элементы реальной жизни утекают в виртуальное пространство. И по словам игрового мастера настольных вселенных Никиты Холодилова, этому есть простое объяснение.

Кто победит в противостоянии картона и цифры — определить пока невозможно. Но материальной игры, которую можно подержать в руках, где ты сам определяешь свои действия, есть пожалуй самый главный плюс. Живое общение, в буквальном смысле за одним столом, которое никакая виртуальная реальность заменить не в силах.