Но безусловно самым заметным и самым эмоциональным событием уходящей недели стал снегопад. Который начался в воскресенье вечером. И который шёл за исключением редких и очень коротких перерывов практически всю неделю. 

Юрий Зинчук, ведущий: «Нет, рекорд по количеству выпавшего снега, который был зафиксирован в 1950 году, как это было в Москве, мы не побили. Потому что в 2009 снега было еще больше.

Но всё равно, этот снегопад до неузнаваемости изменил наш город. И как-то даже петербуржцев этот снег разделил на тех, кто был рад проказам матушки-зимы, и тех, кто не был рад проказам матушки-зимы. Я, например, отношусь к первой категории. Когда еще столько снега мы увидим? 

И нас, на самом деле, больше. Вот посмотрите, даже дети победили тех, кто ворчит по поводу большого количества снега. Эти кадры были сняты на днях в одном из городских скверов. Особо усердные и старательные коммунальщики пригнали трактор, чтобы срезать и убрать снежную горку в этом садике. Но местные детишки встали на защиту своей маленькой горки. Они были категорический против того, чтобы изх лишали такой маленькой радости. Противостояние длилось не долго. И обиженный трактор уехал восвояси. Дети и зима победили!! Ура!

А давайте теперь задумаемся вот над каким вопросом. Как я уже говорил, когда снег приходит в город, то город меняется. Ведь снег – это очень многогранное явление. С разными смыслами и красками. Например, снег как радость. Или снег как искусство. Или снег как бизнес. Снег как коммунальная проблема, в конце концов. Одним словом, феномен снега во всех его видах, формах и ипостасях – в репортаже Евгении Альтфельд».  

Снегопад устанавливает в Петербурге свои правила, переведя городские службы на круглосуточный режим работы. За эту неделю с улиц вывезли более 60 тысяч кубометров снега! Это сравнимо с водоизмещением знаменитого Титаника. Рутинная на первый взгляд работа строго регламентировала десятками правил и инструкций. Например, чистить снег с крыш ночью нельзя. 

Александр Омельченко, заместитель генерального директора ООО «Жилкомсервис № Центрального района»: «С точки зрения безопасности ночью работать на кровле нельзя. Кроме того, работы шумные. И мы вот работаем более трех часов. Люди не смогли бы отдохнуть и выспаться».

Дворник Андрей Носков выходит на работу в 5 утра. Он переносит полтонны снега за смену.

Андрей Носков, дворник: «Мы — россияне, снег по-любому для нас — хорошо. Это Россия, что поделаешь, судьба у нас такая».

Даже к такой рутинной задаче как уборка снега, Андрей подходит с душой, стараясь не потревожить сон жильцов. Знаменитый звук зимнего Ленинграда — скрежет лопаты об асфальт — остался в детских воспоминаниях. Бесшумный пластиковый инструмент незаменим особенно в гулких петербургских дворах-колодцах.

По хештегу «снег» в Интернете сотни снимков волшебного Петербурга. И даже такие трудности, как поиск собственной машины, многие воспринимают с юмором — ведь снегопады в 21 веке редкое событие. 

Тоску петербуржцев по настоящей зиме и временам, когда сугробы были большими, воспели и музыканты. В клипе на старую песню «А снег идет» они показали, как важен снег для северного города.

Туристы из Тайваня устроили битву снежками прямо на Сенатской площади. Для жителей страны, где круглый год плюсовая температура, снег едва ли не самое яркое впечатление от Петербурга. Настроение на городских улицах как живая иллюстрация пушкинских строк – «… и рады мы проказам матушки зимы…»

У промышленных альпинистов горячий сезон. Мы — метеозависимые, говорят они о себе в шутку. Цена за уборку периметра  крыши – 75 рублей за погонный метр. Как в любом бизнесе, жесткая конкуренция. Профессионалы против обычных дворников, которых нанимают за копейки.

Константин Иванов, промышленный альпинист: «В Питере мало снега, поэтому и не хотят за него платить, потому что это вода!».

Заработать на снегопаде пытаются все — от продавцов лопат до людей со щетками и скребками, которые предлагают очистить машину за 600 рублей. Можно по записи, к назначенному времени.  

Под Петербургом умолкли снежные пушки. На горнолыжный бизнес работает сама природа.  Зарплата инструкторов по лыжам растет с каждым сантиметром выпавшего снега. Игорю Панасовскому удалось скопить недостающую сумму на отдых — после удачного сезона поедет на Бали.      

Константин Панасовский, старший инструктор по лыжам и сноуборду: «Бывает, что людей очень много. Зима — волшебное время, наше любимое, когда мы радуемся жизни, я скажу, что иногда сам валяюсь в сугробе, это здорово!».

Для петербургских ученых-гляциологов снег — объект важнейших исследований. Правда, городские сугробы НИИ Арктики и Антарктики не интересует. В этих холодильниках – образцы керна, то есть ледяных проб из Антарктиды. 

Евгения Альтфельд, корреспондент: «Этот лед достали с глубины 3 340 метров. Когда выпал снег из которого он был образован, неизвестно. Это только предстоит изучить ученым. Возможно, он выпал тогда, когда по земле ходили неандертальцы. Ценнейший образец, который как музейный экспонат можно держать только в перчатках, чтобы тепло рук человека разумного не повредило доисторический лед».

Но настоящий древний лед, возраст которого 1 миллион 300 тысяч лет, петербургские исследователи обнаружили буквально на днях на станции Восток. Вот эти исторические кадры. Через месяц керн из Антарктиды доставят в эту лабораторию.

Юрий Шибаев, научный сотрудник лаборатории изменения климата и окружающей среды НИИ Арктики и Антарктики: «Свойство антарктического льда и снега в том, что он чистый, чище чем дистиллят. Чище дистелярованной воды. А если в нем что-то есть, то это признак какого-то события, например извержения супервулкана». 

Исследование древнейшего льда займет целый год. Тогда ученые приблизятся к пониманию климатической революции, произошедшей миллион лет назад и предскажут  грядущие изменения климата.  

Внимание художницы Тамары Камаевой приковано к недолговечному, но не менее красивому петербургскому снегу. Кисти воткнуты прямо в сугроб, замерзший тюбик с белилами греется под курткой. Этот вид на Казанский собор она писала летом, но снежный покров полностью меняет знакомый ландшафт.  

Тамара Камаева, художник: «Петербургский снег имеет свой колорит, цвет? Все зависит от архитектуры. Петербургский снег серебристый, очень красивый».

Снег падает на холст и палитру, внося свой штрих. Возможно также стоял с мольбертом Василий  Суриков, по чьим картинам петербургские художники учатся писать зимние пейзажи. Вид на памятник Петру Первому — первая самостоятельная работа Сурикова, которого восхитил белоснежный покров. Буйство стихии не оставляет человека равнодушным во все времена. 

Этот снегопад для Петербурга стал и своеобразным психологическим тестом, поделив город на пессимистов и оптимистов. Первые видят пробки и неудобства, а вторые радуются возможности снова ощутить себя ребенком, когда еще можно прямо в центре города, посреди Дворцовой площади упасть в сугроб и сделать снежного ангела!