В гостях у программы «Утро в Петербурге» Тимофей Карпов, кандидат физико-математических наук, научный сотрудник Лаборатории нано- и микрокапсулирования биологически активных веществ Политехнического университета Петра Великого.
Марианна Дьякова, ведущая: С 2-го по 8-е февраля в Петербурге проходит неделя профилактики онкологических заболеваний. Мы знаем, что большую роль в эффективном лечении играет ранняя диагностика и, конечно же, внедряемые инновационные методы, которые разрабатывают учёные. В лаборатории нано- и микрокапсулирования биологически активных веществ в Политехе научились упаковывать радиоактивные молекулы в нанокапсулы и внедрять их в лекарственные препараты от разных видов рака, делая их более эффективными.
Николай Растворцев, ведущий: Все подробности узнаем у нашего гостя.
Марианна Дьякова, ведущая: Безусловно, в лечении рака важнейшим остаётся понимание его природы. У учёных существует достаточно много теорий. Какая из них наиболее достоверна и доказана?
Тимофей Карпов, кандидат физико-математических наук, научный сотрудник Лаборатории нано- и микрокапсулирования биологически активных веществ Политехнического университета Петра Великого: Важно сказать, что в целом есть ядро возникновения онкологических заболеваний. Это генетические мутации в ДНК. При определённом накоплении этих нарушений возникает критическая масса, она нарастает. Когда организм перестаёт справляться с починкой этих ошибок и поломок, возникает клетка, которая неконтролируемо делится, не слушает основные системы организма и начинает плохо взаимодействовать с соседними клетками.
Николай Растворцев, ведущий: Какое направление в разрабатываемых сейчас препаратах или методах лечения вам кажется наиболее перспективным и важным?
Тимофей Карпов, кандидат физико-математических наук, научный сотрудник Лаборатории нано- и микрокапсулирования биологически активных веществ Политехнического университета Петра Великого: Сейчас мир переходит от подхода «один диагноз – одно лечение» к подходу «один пациент – одна персонализированная терапия». Это целевая, таргетная, персонализированная терапия под конкретный случай. Это действительно тренд и выход из сложившейся ситуации.
Николай Растворцев, ведущий: Когда мы говорим о лекарственных препаратах, вряд ли мы когда-то будем приходить в аптеку и говорить: «Я такой-то, мне, пожалуйста…» Всё равно это будет группа факторов, проблем, которые выявят врачи, чтобы назначить то или иное лечение.
Тимофей Карпов, кандидат физико-математических наук, научный сотрудник Лаборатории нано- и микрокапсулирования биологически активных веществ Политехнического университета Петра Великого: Что касается онкологических заболеваний, такие препараты мы в аптеке покупать не сможем.
Николай Растворцев, ведущий: Тогда давайте перейдём к тому, что уже можно использовать в лечении онкологических заболеваний, к вашей разработке.
Марианна Дьякова, ведущая: В чём её смысл? Как давно вы разрабатываете эти нанокапсулы и насколько это эффективно?
Тимофей Карпов, кандидат физико-математических наук, научный сотрудник Лаборатории нано- и микрокапсулирования биологически активных веществ Политехнического университета Петра Великого: При переходе к персонализированной медицине создаётся молекула, которая лечит конкретного пациента. Но какой бы уникальной она ни была, её нужно точно и безопасно доставить, потому что это средство с активными свойствами. Важно, чтобы оно действовало в определённом сегменте организма, воздействовало на раковые клетки, не повреждая здоровые ткани. Здесь на первое место выходит система доставки – наночастицы, в которые мы помещаем специализированные молекулы. Сама частица сохраняет молекулы от агрессивных условий внутри организма и от иммунной системы и доставляет их непосредственно к раковой клетке, чтобы вся терапевтическая доза была использована по назначению.
Николай Растворцев, ведущий: Получается, задача – научиться создавать такую молекулу и каждый раз подбирать её под конкретного пациента? Сначала пациент, потом индивидуально подобранная молекула?
Тимофей Карпов, кандидат физико-математических наук, научный сотрудник Лаборатории нано- и микрокапсулирования биологически активных веществ Политехнического университета Петра Великого: Да. С учётом того, как развивается мир в последние 5 лет, в том числе с искусственным интеллектом, думаю, что в перспективе 5-10-ти лет мы придём к более массовому применению.
Марианна Дьякова, ведущая: Насколько эта разработка уникальна? Есть ли аналоги в нашей стране и в мире?
Тимофей Карпов, кандидат физико-математических наук, научный сотрудник Лаборатории нано- и микрокапсулирования биологически активных веществ Политехнического университета Петра Великого: Аналоги, конечно, есть. Это хорошо, что научное сообщество рассматривает онкологические заболевания с разных сторон. В итоге выигрывает пациент. Я напомню, что это чей-то папа, мама, сын или дочь. Хорошо, что всем миром ищутся разные подходы к решению этой проблемы.
Николай Растворцев, ведущий: Существует ли в онкологии понятие резистентности, как, например, при лечении инфекционных заболеваний, когда антибиотики со временем перестают действовать?
Тимофей Карпов, кандидат физико-математических наук, научный сотрудник Лаборатории нано- и микрокапсулирования биологически активных веществ Политехнического университета Петра Великого: Резистентность раковых клеток отличается от инфекционной. Инфекционные заболевания связаны с передачей устойчивости бактериями между людьми. Резистентность раковых клеток – это процесс внутри конкретного организма.
Николай Растворцев, ведущий: Врачи иногда говорят, что если у родственников был рак, то это может передаваться по ДНК. Это не как простуда, но всё же передаётся?
Тимофей Карпов, кандидат физико-математических наук, научный сотрудник Лаборатории нано- и микрокапсулирования биологически активных веществ Политехнического университета Петра Великого: Передаётся генетическая предрасположенность к поломкам. Сама резистентность существует только внутри организма. Это большая проблема, но она решаема комбинированием разных подходов.
Марианна Дьякова, ведущая: В неделю профилактики онкологических заболеваний хочется задать самый откровенный вопрос. Сможет ли человечество однажды победить рак?
Тимофей Карпов, кандидат физико-математических наук, научный сотрудник Лаборатории нано- и микрокапсулирования биологически активных веществ Политехнического университета Петра Великого: Давайте честно. Онкологическое образование – это динамически развивающаяся система, не однотипные клетки, и всё очень сложно. Но с учётом развития человечества, медицины и того, что над этим работают сильные команды, есть надежда, что в перспективе ближайших десятилетий мы получим не одну таблетку, а подход, при котором онкологические заболевания можно будет перевести в разряд хронических. Мы сможем их контролировать, и люди будут жить без болей, не снижая уровень и качество жизни.