В гостях у программы «Утро в Петербурге» Алексей Граков, проректор по цифровой трансформации РГПУ им. А. И. Герцена.

Николай Растворцев, ведущий: Переходим к теме, которую сегодня обсуждают почти в каждой семье, где есть школьник. Домашнее задание и искусственный интеллект. Минпросвещения готовится запретить сайты с готовыми домашними заданиями, но не опоздало ли ведомство? Ведь нейросети, которые не просто дают ответ, а могут решить задачу, объяснить тему и даже написать сочинение, уже в кармане у каждого подростка.

Марианна Дьякова, ведущая: При этом, по данным опросов, почти половина родителей знают, что их дети делают домашку с помощью искусственного интеллекта. Это абсолютное зло или у этого союза может быть педагогическая польза? Как учителям и родителям действовать в новых реалиях?

Николай Растворцев, ведущий: На ваш взгляд, готовящийся запрет на готовые домашние задания – это попытка закрыть дверь в котёл, в который уже въехал, можно сказать, поезд под названием нейросеть? Или это всё-таки необходимый правовой документ, который поможет в будущем и на котором нужно строить новые правила игры с учётом нейросетей?

Алексей Граков, проректор по цифровой трансформации РГПУ им. А. И. Герцена: Я бы разделил здесь на две части. Предложения и меры по ограничению доступа к ресурсам с готовыми домашними заданиями, с ответами и так далее. Считаю, что это правильный шаг на пути к объективности и к повышению качества образования. Самая главная проблема в том, что источники этих ответов и то, что заполняет сайты с готовыми решениями, не всегда верифицированы, не всегда проверены и не всегда имеют достаточные основания, чтобы им доверять. Другое направление – применение нейросетей искусственного интеллекта для обучения. Здесь я бы разделил эти понятия. Если мы используем искусственный интеллект как поисковик по таким сайтам, это один вопрос.

Марианна Дьякова, ведущая: По статистике 50% родителей, у которых дети школьного возраста, знают, что дети используют искусственный интеллект для выполнения домашних заданий. Как к этому относиться родителю? Это повод для паники или это новая реальность, с которой нужно научиться работать и из этого союза выносить пользу?

Алексей Граков, проректор по цифровой трансформации РГПУ им. А. И. Герцена: Это новая реальность, с которой нужно учиться работать. Искусственный интеллект в силу возраста и психологического уровня развития ребёнка не всегда позволяет объективно пользоваться им как инструментом. Нужен ожидаемый результат. Инструмент можно использовать, если понимаешь и знаешь ожидаемый результат. Если нет жизненного опыта или опыта обучения, трудно оценить, правильный ли результат. Берётся готовый ответ, и мы снова возвращаемся к вопросу, кто его верифицировал и действительно ли он правильный. По опыту своему и коллег-педагогов, особенно в гуманитарных науках, бывает, что искусственный интеллект предлагает исторические факты, которых вообще не существует. Он делает это, чтобы дать ответ и удовлетворить запрос. Он должен быть полезным, но при этом может уверенно ошибаться. Есть такие кейсы, когда он очень уверенно врёт. Я не обвиняю, просто констатирую факт. Иногда уточняешь, а он говорит: «Ну да». К вопросу об ожидаемом ответе. Я наблюдаю за своим четырёхлетним ребёнком, как он общается с помощником, с Алисой, спорит, ругается. Можно понаблюдать и за своими детьми. Я заметил, что даже он знает ожидаемый ответ. Он спрашивает то, что хочет получить. Если подходить к этому, понимая ожидаемый ответ, тогда это может быть хорошим инструментом.

Николай Растворцев, ведущий: Давайте попробуем поискать педагогический потенциал там, где многие видят только жульничество. Ребёнок стремится не учиться, а быстрее получить ответ. Если нейросеть использовать не как автора, а как репетитора для создания карточек или обучающего контента, это реальный сценарий или наивная утопия? Можно ли превратить искусственный интеллект из противника в союзника образования?

Алексей Граков, проректор по цифровой трансформации РГПУ им. А. И. Герцена: Пользоваться им стоит как инструментом. Педагогика сильно завязана на методике и психологии возраста, на который она рассчитана. Ждать, что искусственный интеллект сам всё решит, не стоит. Это должна быть специальная языковая модель, узко направленная, например, для помощи учителям в составлении методических материалов, карточек и так далее. Проблема в том, что федеральный стандарт, который существует уже больше 10-ти лет, говорит о необходимости научить детей учиться. Не выдавать готовые знания, а готовить к взрослой жизни, к умению искать информацию, верифицировать её и критически мыслить.

Марианна Дьякова, ведущая: Если посмотреть со стороны учителя, как сейчас учителю критически подходить к домашним заданиям? Есть инструменты проверки, можно определить, писал ли текст человек или искусственный интеллект, но это вряд ли оптимально. Как распознавать и как оценивать, если работа выполнена с помощью искусственного интеллекта, но при этом она качественная, с анализом и выводами?

Алексей Граков, проректор по цифровой трансформации РГПУ им. А. И. Герцена: Это действительно проблема, потому что она занимает много рабочего времени. Возникает противостояние: кто умнее, и кто кого перехитрит – учитель или искусственный интеллект. Это серьёзная нагрузка на учителя, потому что приходится всё верифицировать. С одной стороны, это развивает и держит в тонусе, но, с другой стороны, требует большого количества времени, которое тратят и учитель, и ребёнок в этом противостоянии.

Николай Растворцев, ведущий: То есть один пытается обмануть, второй пытается распознать.

Алексей Граков, проректор по цифровой трансформации РГПУ им. А. И. Герцена: Так и есть. Но фундаментально важно помнить, что существуют методы решения задач, например, по физике. Есть конкретные алгоритмы действий, которым учат учителя. Когда ребёнок пользуется готовыми решениями, они часто не совпадают ни по методологии, ни по последовательности. Здесь есть нюанс. Я бы обращал внимание на подходы и приёмы, которые позволяют нарабатывать навыки логического мышления. Есть инструменты, которыми можно пользоваться, но осознанно. Возможно, скоро появится отдельный предмет, где будут учить, как правильно работать с искусственным интеллектом. В педагогическом университете имени Герцена мы учим будущих учителей, и такая работа уже ведётся. Студентам объясняют, что их ждёт и с чем они столкнутся, поэтому мы тоже учим их грамотно пользоваться инструментами и быть подготовленными учителями.