В гостях у программы «Утро в Петербурге» Анастасия Журавская, адвокат, юрист.
Ильдар Абитов, ведущий: С 1-го января вступили в силу изменения, которые коснутся внутренних паспортов граждан России. По желанию владельца в документ теперь можно будет внести до 6-ти дополнительных отметок, в том числе о группе крови и резус-факторе.
Ксения Бобрикова, ведущая: Какие ещё данные можно отразить в паспорте? Зачем понадобилось это нововведение? В каких случаях эти отметки могут быть особенно полезны?
Ильдар Абитов, ведущий: Зачем вообще стало необходимым расширять список этих отметок в документе?
Анастасия Журавская, адвокат, юрист: Здесь, скорее всего, посыл такой, что паспорт становится единым документом, чтобы не было необходимости дополнительно носить какие-то другие документы. Можно будет открыть паспорт и, согласно идентификаторам, внесённым туда, получить информацию о человеке.
Ксения Бобрикова, ведущая: Эти 6 отметок различаются по степени важности. На первом месте – налоговый статус гражданина. Ранее в документе можно было указывать ИНН, сейчас его заменит номер Единого реестра населения. Что это за идентификатор?
Ильдар Абитов, ведущий: Чем он отличается от привычного всем ИНН?
Анастасия Журавская, адвокат, юрист: ИНН, в принципе, был исключительно налоговым идентификатором, который присваивался в налоговом органе. Новый единый номер будет объединять данные СНИЛС, ИНН и иных ведомств. Это будет собранная общая база данных.
Ильдар Абитов, ведущий: Кто должен проставлять эту отметку?
Анастасия Журавская, адвокат, юрист: В подразделениях МВД. Человек может туда обратиться.
Ксения Бобрикова, ведущая: То есть, наверное, пишется заявление с просьбой проставить конкретные отметки?
Анастасия Журавская, адвокат, юрист: Предполагаю, что именно так это будет работать, так как пока ещё не совсем понятно, как именно выстроят процедуру. Это будет заявительный характер, нужно будет прийти и обратиться.
Ильдар Абитов, ведущий: Нужно будет на время отдавать паспорт или достаточно записаться на приём в МВД, прийти с документом, и там просто поставят отметку?
Анастасия Журавская, адвокат, юрист: Пока это ещё не начало работать, но предполагаю, что всё будет происходить ситуативно. Пришёл – проставили отметку. Это не выдача нового документа, а работа с уже существующим паспортом.
Ильдар Абитов, ведущий: Мы сказали, что появится до 6-ти новых отметок. Говорить о полной новизне, наверное, странно, потому что многие из них уже присутствовали в паспортах, в том числе советских. После общих данных, таких как идентификаторы, идут сведения личного характера. Что это за данные?
Анастасия Журавская, адвокат, юрист: В принципе, ничего нового не появилось. Возможно, это ново для более молодого поколения. Появились сведения о резус-факторе, браке, детях. Эти данные и раньше проставлялись.
Ильдар Абитов, ведущий: Сведения о загранпаспортах?
Анастасия Журавская, адвокат, юрист: Да, о загранпаспортах и ранее выданных российских паспортах. Эта информация раньше тоже указывалась, затем в какой-то момент была упразднена по желанию.
Ильдар Абитов, ведущий: Один из самых обсуждаемых пунктов – группа крови и резус-фактор. Зачем это нужно и в каких случаях это действительно может пригодиться?
Анастасия Журавская, адвокат, юрист: Это важно в экстренных ситуациях. Если человек, не дай бог, попадает в аварию и его срочно госпитализируют, он может быть без сознания. Открыв документы, медики смогут сориентироваться по группе крови и резус-фактору, если потребуется экстренное переливание. Понятно, что анализ всё равно будут брать, но это станет точкой отсчёта.
Ксения Бобрикова, ведущая: Сначала нужно получить справку в медицинском учреждении, а потом принести её в МВД?
Анастасия Журавская, адвокат, юрист: Эту отметку можно проставить прямо в поликлинике или в пункте переливания крови.
Ксения Бобрикова, ведущая: То есть это могут сделать сотрудники медицинского учреждения?
Анастасия Журавская, адвокат, юрист: Да, они и раньше это делали. Сейчас также можно обратиться в территориальное подразделение.
Ксения Бобрикова, ведущая: У многих возникает вопрос безопасности. Не создаёт ли расширение перечня личных данных в паспорте дополнительные риски, если документ будет утерян?
Ильдар Абитов, ведущий: Мы фактически загружаем в паспорт большое количество личной информации. Насколько безопасно иметь такие сведения в одном документе?
Анастасия Журавская, адвокат, юрист: Доступ к этим базам будет ограничен и защищён, как и любая база данных. Личной опасности для человека я здесь не вижу. При желании эти данные и так можно получить.
Ильдар Абитов, ведущий: Мы сейчас говорим об электронных базах. А если рассматривать именно потерю паспорта, насколько это опасно?
Анастасия Журавская, адвокат, юрист: Это и раньше было небезопасно. В случае утраты паспорта необходимо сразу обратиться в полицию, написать заявление, и документ становится недействительным.
Ксения Бобрикова, ведущая: Стоит ли вносить такие данные в паспорт – группу крови, резус-фактор, сведения о детях, браке или разводе?
Анастасия Журавская, адвокат, юрист: На мой взгляд, это удобно для самого человека. При обращении в организации не нужно будет дополнительно предоставлять документы на бумажных носителях. Ранее было удобно, что сведения о детях отражались в паспорте в виде штампа. Новый идентификатор тоже можно будет не носить с собой, вся информация будет в одном документе.