В гостях у программы «Утро в Петербурге» Константин Юрьев, начальник отдела управления по надзору за уголовно-процессуальной деятельностью органов внутренних дел и юстиции Прокуратуры Санкт-Петербурга.

Ильдар Абитов, ведущий: Фейковые интернет-магазины, поддельные розыгрыши, липовое бронирование билетов, предложение проголосовать и, естественно, получить заветный подарок – вот лишь некоторые ухищрения, на которые идут мошенники в канун Нового года. По статистике, в прошлом декабре ущерб от действий аферистов превысил 85 миллиардов рублей.

Ксения Бобрикова, ведущая: Специалисты предупреждают: спешка, слишком выгодные предложения, настоятельная просьба указать данные карты или смс-код из сообщения – это повод насторожиться. Посмотрим самые распространённые схемы отъёма денег у населения и дадим рекомендации, как не стать жертвой злоумышленников.

Ильдар Абитов, ведущий: Какой самый изощрённый способ обмана вы наблюдали в последнее время?

Константин Юрьев, начальник отдела управления по надзору за уголовно-процессуальной деятельностью органов внутренних дел и юстиции Прокуратуры Санкт-Петербурга; Последний способ обмана мошенников следующий. Мы понимаем, куда уходят деньги, полученные мошенническим путём. Всё заканчивается тем, что звонят, представляются сотрудниками банка, правоохранительных органов, почты, систем ЖКХ, управляющих компаний. Просят назвать код, который поступает на телефон. Это может быть код якобы для передачи показаний счётчиков воды, получения квитанции, расчёта пенсии и так далее. Представляются сотрудниками маркетплейсов, говорят, что к вам пришли товары и необходимо предоставить код. Человек предоставляет код, затем ему перезванивают и сообщают, что он назвал код мошенникам и стал участником финансирования ВСУ. Людей пугают и говорят, что, чтобы не привлекли к ответственности, необходимо перевести деньги на безопасный счёт. Люди переводят деньги.

Ксения Бобрикова, ведущая: Если гражданам звонят якобы сотрудники правоохранительных органов, как понять, что это могут быть мошенники? По логике участковый же может позвонить или нет?

Константин Юрьев, начальник отдела управления по надзору за уголовно-процессуальной деятельностью органов внутренних дел и юстиции Прокуратуры Санкт-Петербурга; Участковый, конечно, может позвонить, любой сотрудник правоохранительных органов может позвонить, это нормально. Но он никогда не спросит код, который пришёл вам на телефон, не будет спрашивать паспортные и персональные данные, потому что он и так должен их знать. Поэтому реагировать на такие просьбы не нужно.

Ильдар Абитов, ведущий: Правда ли, что код из смс или приложения – это последний барьер безопасности, который ни в коем случае нельзя передавать?

Константин Юрьев, начальник отдела управления по надзору за уголовно-процессуальной деятельностью органов внутренних дел и юстиции Прокуратуры Санкт-Петербурга; Абсолютно верно. Это последний барьер. После названия кода вы либо даёте доступ к телефону, мобильному устройству и приложениям, либо у вас списывают денежные средства, либо на вас оформляют кредит, что, конечно, ничего хорошего не принесёт.

Ксения Бобрикова, ведущая: Если всё-таки бдительность не сработала, покупка на фишинговом сайте оплачена или мошенникам был озвучен код из смс, как нужно действовать?

Константин Юрьев, начальник отдела управления по надзору за уголовно-процессуальной деятельностью органов внутренних дел и юстиции Прокуратуры Санкт-Петербурга; Прежде всего нужно проверить, кто вам звонит. Если звонят якобы сотрудники банка, перезвоните по официальному номеру банка или другой структуры, от имени которой вам звонили. До сих пор действуют схемы «родственник попал в беду». Не продолжайте разговор, положите трубку, перезвоните и убедитесь, что вы общаетесь именно с тем, за кого себя выдают.

Ильдар Абитов, ведущий: Есть ли безопасный период времени, за который ещё можно что-то исправить?

Константин Юрьев, начальник отдела управления по надзору за уголовно-процессуальной деятельностью органов внутренних дел и юстиции Прокуратуры Санкт-Петербурга; Нужно сразу позвонить в банк. Есть определённый период времени, когда деньги ещё не переведены, но, как правило, они уходят очень быстро. Чтобы на вас не оформили кредит, можно в приложении «Госуслуги» запретить дистанционную выдачу кредитов, оставив только «при личном посещении». Это будет хорошим барьером.

Ксения Бобрикова, ведущая: Злоумышленники умело подделывают номера телефонов, и человек видит, что ему якобы звонит банк, прокуратура или полиция. По каким признакам понять, что на другом конце провода мошенник? Борются ли правоохранительные органы с этим явлением?

Константин Юрьев, начальник отдела управления по надзору за уголовно-процессуальной деятельностью органов внутренних дел и юстиции Прокуратуры Санкт-Петербурга; Нужно перезвонить самостоятельно. Они используют подменные номера. Прокуратура и правоохранительные органы с этим борются, привлекают операторов связи к административной ответственности, чтобы не было возможности искажать настоящий номер и выдавать себя за банк или полицию.

Ксения Бобрикова, ведущая: Номера блокируются, население предупреждают. Часто ли самих мошенников привлекают к ответственности?

Константин Юрьев, начальник отдела управления по надзору за уголовно-процессуальной деятельностью органов внутренних дел и юстиции Прокуратуры Санкт-Петербурга; Всё зависит от способа мошенничества. Преступлений много, но есть небольшая тенденция к снижению. Мошенников ловят, особенно тех, кто непосредственно получает денежные средства или использует свои банковские карты для переводов. Такие лица устанавливаются и привлекаются к ответственности.

Ильдар Абитов, ведущий: Кто сейчас сильнее всего подвержен обману? Только ли люди серебряного возраста?

Константин Юрьев, начальник отдела управления по надзору за уголовно-процессуальной деятельностью органов внутренних дел и юстиции Прокуратуры Санкт-Петербурга; Сейчас уже не так. Раньше это были в основном пожилые люди. Сейчас среди пострадавших есть и люди среднего возраста, и молодёжь, потому что мошенники стали изощрённее и используют искусственный интеллект.

Ксения Бобрикова, ведущая: Когда подделывают голоса, лица и обстановку?

Константин Юрьев, начальник отдела управления по надзору за уголовно-процессуальной деятельностью органов внутренних дел и юстиции Прокуратуры Санкт-Петербурга; Подделывают и голоса, и лица, и обстановку. Люди теряются и поддаются провокациям, переводят деньги, в том числе молодые.

Ксения Бобрикова, ведущая: Ваш главный совет телезрителям, чтобы не попасться на уловки мошенников.

Константин Юрьев, начальник отдела управления по надзору за уголовно-процессуальной деятельностью органов внутренних дел и юстиции Прокуратуры Санкт-Петербурга; Главное – перепроверять, с кем вы общаетесь, и действительно ли нужно выполнять действия, о которых вас просят. Нужно успокоиться, не вступать в диалог, положить телефон, не отвечать на смс и всё проверить. Тогда всё будет хорошо.