В гостях у программы «Утро в Петербурге» Вера Советкина, директор продукта «Сообщества и опыт автора» ВКонтакте.

Людмила Ширяева, ведущая: Соцсети меняются быстрее, чем мы успеваем привыкать к новым форматам. В 2025-м году короткие форматы становятся глубже, алгоритмы умнеют, а пользователи становятся требовательнее к качеству и пользе контента.

Ильдар Абитов, ведущий: ВКонтакте отмечает, что вертикальные видео продолжают расти, развиваются рекомендательные механизмы, появляются новые способы монетизации для авторов. Даже знакомиться и общаться онлайн люди стали активнее.

Людмила Ширяева, ведущая: О форматах, способах продвижения и актуальных трендах поговорим с нашей гостьей.

Ильдар Абитов, ведущий: С каждым годом среднее время, которое человек проводит в сети, растёт. Как сейчас люди используют социальные сети? Чем они там занимаются и как проявляют активность?

Вера Советкина, директор продукта «Сообщества и опыт автора» ВКонтакте: Наши пользователи всё чаще создают контент и всё глубже его потребляют. В целом мы отмечаем, что, например, время потребления длинных горизонтальных роликов увеличилось на 40% в соцсети. Если говорить про истории, то количество просмотров выросло на 35%. Пользователи активно делятся контентом, обсуждают его в переписках, звонках и так далее. Также мы отмечаем, что знакомства и встречи после онлайн-знакомств, переходящие в офлайн, тоже растут, количество контактов и переписок вокруг знакомств увеличивается.

Людмила Ширяева, ведущая: Можете раскрыть секрет, что так привлекает людей в этом динамичном формате? Может быть, ответим и на вопрос, как самим авторам сделать такие короткие видео более привлекательными?

Вера Советкина, директор продукта «Сообщества и опыт автора» ВКонтакте: В целом короткие вертикальные видео отвечают на мировой тренд. Ускоряется темп жизни, количество контента возрастает, и у пользователя есть потребность оставаться в этом движении, знать новости, тренды, быть в курсе событий и потреблять большое количество контента.

Людмила Ширяева, ведущая: Здесь дело в информации или в монтаже, когда много кадров, звуковых эффектов? Что именно имеет значение?

Вера Советкина, директор продукта «Сообщества и опыт автора» ВКонтакте: Это история о том, что в маленький хронометраж нужно уместить большое количество содержания. Большое количество смыслов – как визуальных, так и аудиальных. Пользователь за короткую единицу времени может узнать новое и потребить контент.

Ильдар Абитов, ведущий: Некоторые психологи говорят, что просмотр коротких 30-секундных видео – это способ получения быстрого дофамина, потому что никогда не знаешь, что будет в следующем ролике. Хочется листать дальше. Вы упомянули и формат сториз. Он давно с нами, во ВКонтакте. В этом году активность авторов сториз выросла. Что изменилось?

Вера Советкина, директор продукта «Сообщества и опыт автора» ВКонтакте: История сториз – это формат, в котором пользователь может быстро и просто самовыразиться и взаимодействовать со своей аудиторией. Формат не теряет актуальности, а только растёт. Количество такого контента увеличивается, потому что его легко создавать. Это естественный контент, который получает отклик у зрителей. Просмотры выросли на 35% относительно прошлого года.

Людмила Ширяева, ведущая: Понятно, что в соцсетях можно найти всё, но какие темы во ВКонтакте оказались самыми цепляющими для зрителей в уходящем 2025-м году?

Вера Советкина, директор продукта «Сообщества и опыт автора» ВКонтакте: В целом темы достаточно понятные. Это лайфстайл, здоровье, хобби, развлечения. Всё, что волнует людей в повседневной жизни, находит отражение и в соцсетях.

Ильдар Абитов, ведущий: А сами авторы как-то меняются из года в год? Какие тенденции сейчас заметны? Что происходит с теми, кто создаёт этот контент?

Вера Советкина, директор продукта «Сообщества и опыт автора» ВКонтакте: Происходит несколько важных процессов. Авторы адаптируются к соцсетям, стараются взаимодействовать со своей аудиторией и искать новую через все доступные форматы, а форматов становится больше. Это посты, клипы, длинные видео, истории. В этом году во ВКонтакте появились каналы как средство взаимодействия с аудиторией, появился формат шопсет – контент с товарами, с которым автор может работать. Авторы комбинируют форматы, чтобы усилить взаимодействие и привлечь новую аудиторию. Если говорить о людях, больших изменений нет, но есть тренд на снижение усилий при создании контента. Это использование искусственного интеллекта на отдельных этапах. Тренд продолжается и, вероятно, усилится в следующем году.

Людмила Ширяева, ведущая: Мы анонсировали и тему онлайн-знакомств. Можете дать совет изнутри, как сделать страницу или анкету привлекательной? Какие инструменты работают лучше всего?

Ильдар Абитов, ведущий: Что влияет на успешность знакомств?

Вера Советкина, директор продукта «Сообщества и опыт автора» ВКонтакте: Сейчас большой тренд на естественность. Отсутствие ретуши на фотографиях, тем более использования искусственного интеллекта. Лучше выбирать живые, настоящие фото, они вызывают больше доверия и интереса. Второй важный тренд – безопасность и защита от мошенников, поэтому не стоит использовать сомнительные лайфхаки. Естественность и честность сейчас особенно важны. Третий тренд – офлайн. Пользователи находят друг друга в онлайне, но затем переходят к живым встречам, мероприятиям и реальному общению.