В гостях у программы «Утро в Петербурге» Маргарита Алексеева, психолог.
Людмила Ширяева, ведущая: По последним опросам, российские подростки в среднем проводят в интернете около 6,5 часов в день. Более трети этого времени уходит на соцсети. В этом потоке постоянного контента у детей нередко формируются так называемые парасоциальные отношения – иллюзия дружбы с блогерами, звёздами и медийными личностями, с которыми они общаются в сети.
Ильдар Абитов, ведущий: Какие риски может таить в себе подобная привязанность? Чем парасоциальные отношения отличаются от фанатства? Чего стоит опасаться родителям?
Ильдар Абитов, ведущий: Как формируются такие связи и в чём их главное отличие, например, от той же дружбы?
Маргарита Алексеева, психолог: Главное отличие в том, что человек, у которого формируются парасоциальные отношения, начинает додумывать. Он придумывает черты характера, особенности общения, возможно, особенности личной жизни, представляет, как он в эту личную жизнь входит и имеет на неё влияние. Это буквально уход в иллюзии и наделение фигуры блогера, певца или телезвезды какими-то качествами, которые, как ему кажется, у него точно есть.
Людмила Ширяева, ведущая: Получается, что парасоциальные отношения чем-то схожи с фанатством. Чем они отличаются от фанатства и обычной привязанности?
Маргарита Алексеева, психолог: От здорового фанатства это отличается тем, что человек уходит от реальности. У него очень много фантазий, он придумывает встречи, знакомства. Он именно придумывает, в реальности этого нет. Происходит полный уход от реальности. Человек никогда не видел этого человека вживую. Если это певец, например, он мог быть на концерте, но личного живого контакта нет. При этом начинается уход в иллюзию, и со временем это может только усиливаться.
Ильдар Абитов, ведущий: При этом можно сказать, что сами знаменитости, блогеры, звёзды делают многое, чтобы казаться ближе к аудитории.
Маргарита Алексеева, психолог: Они обращаются на «ты», отвечают на комментарии. Их нельзя винить, потому что это закон масс-медиа. Нужно удерживать аудиторию, привлекать её, чтобы за нами следили, покупали то, что мы производим. Это часть работы. Нужно создавать инфоповоды, показывать частичку личной жизни.
Ильдар Абитов, ведущий: Парасоциальные отношения могут возникнуть не только у ребёнка, но и у взрослого. Формирование таких связей отличается или механизмы одинаковые?
Маргарита Алексеева, психолог: Механизмы похожи. Более того, парасоциальные отношения могут быть даже с живым человеком, когда второй постоянно додумывает. Наверное, он имел в виду вот это. Наверное, он сейчас чувствует вот это. Наверное, он меня любит. Как только появляется стиль мышления «наверное, он подумал, решил, захотел», это уже звоночек.
Людмила Ширяева, ведущая: Тем не менее мы живём в таком мире, где появляются новые форматы общения. Может ли связь с кумирами быть полезной подростку? Почему она вообще может быть нужна, если говорить о здоровых отношениях?
Маргарита Алексеева, психолог: Она может быть полезной, если это клуб по интересам. Это особенно важно для детей, у которых по каким-то причинам не сложились отношения в школе или есть ограничения, а потребность в общении остаётся. Это может быть не поп-звезда, а профессор, педагог, учёный, который ведёт блог. Ребёнок попадает в комьюнити людей с общими интересами, начинает с ними общаться. Здесь важно, что взаимодействие строится вокруг темы, а не вокруг личной жизни конкретного человека. Это развитие вовне.
Ильдар Абитов, ведущий: Когда такие отношения становятся нездоровыми? На каком этапе родителям стоит бить тревогу?
Маргарита Алексеева, психолог: Когда ребёнка перестаёт интересовать обычная рутина. Происходит отказ от учёбы, уроков, домашних обязанностей. Это главный сигнал того, что ребёнок уходит в мир фантазий и иллюзий, потому что реальная жизнь кажется скучной и сложной.
Людмила Ширяева, ведущая: Как в этом случае можно помочь ребёнку?
Маргарита Алексеева, психолог: Возвращать его в реальность. Готовить вместе ужин, ужинать, убираться. Это может звучать не очень привлекательно, но важно постоянно вытаскивать ребёнка в реальную жизнь. Родителям стоит обратить внимание и на себя. Взрослые сами проводят в телефоне 6-8 часов. При этом ребёнку вводят ограничения. Выход только совместный: отложить телефоны и вместе, вживую, с тёплым близким контактом что-то делать. Это совместная работа, и она возможна.