В гостях у программы «Утро в Петербурге» Лариса Либерман, врач-реабилитолог, ассистент кафедры реабилитологии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета.

Людмила Ширяева, ведущая: Сегодня мы говорим о том, что волнует многих родителей: о деформациях скелета у детей, нарушении осанки, асимметрии тела, кривошее, плоскостопии, искривлении позвоночника. Всё это нередко становится причиной тревоги, а иногда и паники.

Ильдар Абитов, ведущий: Да, часто взрослые не знают, какие изменения у ребёнка являются вариантом нормы роста и развития, а какие – уже повод обратиться к специалисту.

Людмила Ширяева, ведущая: Что же такое деформация скелета? Она может быть видимая, невидимая. Как родителю определить, что у ребёнка именно эта проблема?

Лариса Либерман, врач-реабилитолог, ассистент кафедры реабилитологии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета: Деформация скелета – это нарушение структуры костной ткани, которое возникает в результате предрасполагающих к патологии условий. Деформация может быть врождённой, когда костная ткань и элементы скелета неправильно формируются в период внутриутробного развития. Также деформации бывают приобретёнными. Приобретённые деформации можно рассматривать как ортопедические заболевания, такие, как вы перечислили. Есть ещё остеохондропатии и другие заболевания. Есть и деформации, которые формируются на фоне образа жизни. Например, ношение неправильной обуви. Часто дети играют на полу, сидят на коленках, и при длительном сидении может формироваться деформация стопы, когда нарушается связочно-мышечный баланс. Если ребёнок неправильно сидит на рабочем месте, тоже может возникать нарушение осанки.

Ильдар Абитов, ведущий: Какие первые внешние признаки должны стать тревожным звоночком, чтобы родители обратили внимание?

Лариса Либерман, врач-реабилитолог, ассистент кафедры реабилитологии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета: Часто это вынужденное положение ребёнка, когда родители говорят: «не сутулься», «выпрямь туловище», «сядь прямо», «сядь ровно». Патологическое положение становится привычным, и ребёнок стремится сидеть именно так, потому что ему кажется, что так удобнее. Возникает вопрос, что вообще может сделать родитель.

Людмила Ширяева, ведущая: Может ли он на первых этапах помочь ребёнку массажем? Или нужно искать врача, остеопата?

Лариса Либерман, врач-реабилитолог, ассистент кафедры реабилитологии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета: Если родитель замечает, что словесные просьбы не помогают корректировать осанку или постановку ног, лучше обратиться к специалисту, прежде всего к ортопеду. Ортопед осмотрит ребёнка, проведёт диагностику и назначит, при необходимости, консервативное лечение.

Ильдар Абитов, ведущий: Может быть, лучше сразу сделать операцию и избавиться от проблемы навсегда? Или это слишком радикальный метод?

Лариса Либерман, врач-реабилитолог, ассистент кафедры реабилитологии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета: Операция – действительно радикальный метод. Конечно, существуют серьёзные показания. Есть заболевания, которые корректируются в определённом возрасте. Например, мышечная кривошея. Или деформация грудной клетки, при которой операция проводится в конкретный возрастной период. Детям с детским церебральным параличом выполняют реконструктивные операции по поводу деформаций стоп или тазобедренного сустава, чтобы улучшить опорную функцию нижних конечностей.

Людмила Ширяева, ведущая: Если говорить о консервативных методах лечения, что обычно предлагается родителю с ребёнком? Есть ли выбор?

Ильдар Абитов, ведущий: Что сейчас вообще есть в арсенале медицины?

Лариса Либерман, врач-реабилитолог, ассистент кафедры реабилитологии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета: Современная медицина предусматривает комплексное воздействие. Это остеопатическая и мануальная коррекция, лечебная физкультура, которую ребёнок должен выполнять, массаж как пассивная гимнастика для мышц, физиотерапевтические процедуры, направленные на улучшение кровообращения, расслабление или стимуляцию мышц, рефлексотерапия. В некоторых случаях мы даже прибегаем к помощи психологов, потому что часто говорят, что осанка – это не только деформация опорно-двигательного аппарата, но и состояние настроения, состояние души.

Людмила Ширяева, ведущая: Получается, что, когда мы говорим о скелете, это никогда не таблетки и не уколы, а лечение, где человеку нужно двигаться в первую очередь.

Лариса Либерман, врач-реабилитолог, ассистент кафедры реабилитологии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета: Совершенно верно. Нужно двигаться.

Ильдар Абитов, ведущий: Очень часто, когда речь идёт об осанке детей, родители вспоминают об остеопатах. Когда стоит к ним обращаться и насколько регулярно?

Лариса Либерман, врач-реабилитолог, ассистент кафедры реабилитологии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета: Остеопат – серьёзный специалист, который помогает пациентам. Я рекомендую, чтобы остеопата советовал лечащий врач: ортопед, невролог или педиатр. Остеопат должен быть врачом с дипломом и оконченной остеопатической школой государственного образца. Это очень важно.

Людмила Ширяева, ведущая: Дети обычно очень активные. Если у ребёнка уже диагностирована ортопедическая проблема, например, кривошея, нужно ли ограничивать активность: прыжки, кувырки, бег, катание с горок?

Лариса Либерман, врач-реабилитолог, ассистент кафедры реабилитологии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета: Движение – основной двигатель детского развития, от него зависит формирование всех систем и органов. Если у ребёнка диагностирована кривошея, ему не рекомендуется кувыркаться, но прыгать можно. Есть сложные упражнения – кувырки, мостик, стойка на голове. Они показаны детям с хорошим мышечным корсетом. Такие навыки нужно осваивать под контролем учителя физкультуры или тренера, грамотно и постепенно.