СЕРГЕЙ ИЛЬЧЕНКО. профессор Санкт-Петербургского государственного университета:

Здравствуйте! Сегодня я поведаю вам об уникальном сподвижнике Петра Первого, Его судьба была крепко-накрепко связана с нашим городом. Это Петр Павлович Шафиров.

Он родился в 1669 году в Смоленске. Его карьера начала складываться в Посольском приказе. Именно Шафиров сопровождал Петра Первого в его заграничных поездках и походах, заслужив доверие государя.

Обратите внимание, что именно Петр Павлович участвовал в заключении важных для России международных договоров с Данией, Пруссией и Францией. Именно Шафиров пописал Прутский договор с Турцией, оставшись заложником у бывших врагов.

Именно Шафиров в 1716 году по поручению Петра I, написал знаменитое «Рассуждение о причинах войны»[, в котором борьба со шведским королём была представлена как необходимость, вызванная существенными потребностями государства. В 1722 году он получил чин действительного тайного советника и был назначен первым в России генерал пот-директором, то есть руководил всей почтовой системой империи.

Екатерина Первая доверила Шафирову руководство Коммерц-коллегией и удостоила чина сенатора. Именно в этом качестве Шафиров с успехом продолжил свою дипломатическую деятельность, Например заключив столь важное для России торговое соглашение с Великобританией.

В 1903 году в городе появился Шафировский проспект, названный в память о выдающемся сподвижнике Петра Великого. Сегодня он начинается от Пискарёвского проспекта и проходит до Кольцевой дороги.

Если вы хотите поближе познакомится с деятельностью Петра Шафирова, то рекомендую, прежде всего, прочесть любую из его биографий. Книги вы без труда найдете в любой из библиотек нашего города, в том числе и в Центральной городской публичной библиотеке имени Маяковского, где мы сейчас с вами и находимся.

А на сегодня у меня для вас более нет рекомендаций! Кроме одной. Откладывайте в сторону ваши гаджеты. И берите в руки книги, чтобы лучше понимать не только то, что происходит сейчас и вокруг, но и то, что когда-то было в прошлом. Недаром замечал Станислав Ежи Лец: «Он был на вершине славы — под сапогом тирана». До новых встреч.