Андрей Смирнов, ведущий:
Знаменитый особняк на Большой Морской улице, 55, также известный как дом Карамзина либо же дом Коровиной, подлинная жемчужина исторического Петербурга. Построенный в начале XVIII столетия на территории Морской слободы, он приобрёл свой нынешний внешний облик лишь в 1848 году, когда архитектор Гаральд Боссе перестроил здание в стиле неоренессанса. Вот в таком-то виде этот особняк и дошёл до наших дней, сохранив настоящую атмосферу аристократического Петербурга.
В середине XIX века особняк на Большой Морской улице купил младший сын выдающегося русского историка и государственного деятеля Николая Михайловича Карамзина Владимир, кстати, тоже преуспевший на государственной службе. Его супруга, баронесса Александра Ильинична Дуки, была дочерью знаменитого русского генерала Ильи Михайловича Дуки. Они поженились в 1844 году и через некоторое время переехали в свой новый дом на Большую Морскую, заказав переделку особняка архитектору Боссе.
Супруги Карамзины не оставили после себя прямых наследников, поэтому с 1880 года владельцы этого здания на Большой Морской постоянно менялись. Пока в конце 1890-х годов это здание не купила представительница одной из богатейших купеческих семейств Санкт-Петербурга Любовь Николаевна Коровина. В 1901-1902 годах Любовь Коровина решила полностью переделать все интерьеры этого особняка. Для данных целей она пригласила довольно-таки известного на тот момент архитектора-художника Николая Дмитриевича Прокофьева, который и осуществил новую отделку абсолютно всех жилых комнат в этом здании в совершенно разных стильных манерах. Например, вот эта гостиная была оформлена в стиле Людовика XVI.
Элементы внутренней отделки Прокофьева дома Коровиной сохранились до сих пор. Конечно же, по прошествии 125 лет уже сложно понять и опознать, в каком помещении что было во времена владелицы. Но так или иначе, мы можем предположить, например, что вот здесь была либо гостиная, либо же столовая. Позади меня находится грот. С одной стороны, этот интерьерный элемент был очень популярен в эпоху Возрождения. А мы помним, что Гаральд Босса ещё в середине XIX столетия перестроил особняк на Большой Морской в стиле неоренессанса. Возможно, это была отсылка к именно эпохе Возрождения. С другой стороны, гроты набирают свою популярность в начале XX века, как неотъемлемая часть популярнейшего стиля в архитектуре под названием модерн. Я сегодня не берусь утверждать, что именно этот грот дошёл до нас спустя 125 лет, и это элемент отделки помещения в стиле модерн. Есть версия, что он появился в этом здании вообще в 50-х годах XX столетия. Но тот факт, что этот грот дошёл до нас в первозданном виде, неважно, из начала прошлого века или же из середины, уже уникальный интерьерный элемент.
Сразу же после революционных событий 1917 года особняк меценатки Любови Коровиной был национализирован. В первое время здесь разместился Народный суд Адмиралтейской части города. В послевоенные годы в особняке на Большой Морской, 55 разместились самые разные городские, транспортные, жилищные и прочие инстанции, подчинявшиеся Ленгорсовету. На рубеже XX-XXI веков в этом здании размещались зарубежные фирмы и даже банк. А уже сегодня бывший дом Крамзина и Коровиной открывает свою новую страницу. Теперь он принадлежит Санкт-Петербургскому государственному музыкальному театру имени Фёдора Шаляпина. И вот история Петербурга вновь тесно переплетается с его богатой культурой. Например, здесь, в некогда великосветской гостиной, сегодня открыта музыкальная гостиная театра, где проходят камерные концерты. Второй же этаж особняка на Большой Морской, 55 сегодня занимает администрация музыкального театра имени Фёдора Шаляпина. А вот в этом помещении, где когда-то были жилые покои Любови Коровиной, сегодня кабинет руководства театра.
Подлинная жемчужина Северной столицы. История и интерьеры роскошного особняка Карамзина на Большой Морской улице
10 декабря 2025, 07:45