В гостях у программы «Утро в Петербурге» Дарья Зюзина, клинический психолог, старший преподаватель СПбГУ, библиотерапевт.
Марианна Дьякова, ведущая: Исследования показали терапевтический эффект от чтения книг, библиотерапии при тревожности и лёгкой депрессии. Говорят, она действенна. Во время чтения активизируется зона мозга, которая отвечает за получение нового опыта.
Тимофей Зудин, ведущий: Подробнее о чтении для здоровья поговорим с гостьей.
Марианна Дьякова, ведущая: В чём разница между просто читать книгу и библиотерапией?
Дарья Зюзина, клинический психолог, старший преподаватель СПбГУ, библиотерапевт: Мы привыкли в школе смотреть, что думал автор, искать скрытый смысл. Библиотерапия – это внимание к себе: что я чувствую, что со мной происходит, когда я читаю.
Тимофей Зудин, ведущий: Читать можно любую литературу, но Стивен Кинг вряд ли подойдёт при тревожных расстройствах.
Дарья Зюзина, клинический психолог, старший преподаватель СПбГУ, библиотерапевт: Читать можно всё, что откликается и близко. Вопрос не в том, что читать, а как читать, на что обращать внимание.
Марианна Дьякова, ведущая: Как читать? Мы открываем книгу и читаем. А здесь, видимо, есть инструменты.
Дарья Зюзина, клинический психолог, старший преподаватель СПбГУ, библиотерапевт: Да. Мы учим обращать внимание, кто понравился, что цепляет, какие эмоции вызывает, и искать, как это связано с моими реальными проблемами, почему волнует.
Марианна Дьякова, ведущая: Это нужно делать в процессе? Или после чтения анализировать?
Дарья Зюзина, клинический психолог, старший преподаватель СПбГУ, библиотерапевт: Как кому подходит. Можно делать паузы между главами, когда дочитали, после книги. Мы все думаем и читаем в своём темпе. Нет необходимости всех загонять в шаблон.
Тимофей Зудин, ведущий: Терапия звучит серьёзно. Кто может её прописать? При каких расстройствах она помогает? Как эту рефлексию записывать?
Дарья Зюзина, клинический психолог, старший преподаватель СПбГУ, библиотерапевт: Это зона ответственности психолога или библиотекаря. Оба могут помочь подобрать литературу. Мы можем вести дневники, обсуждать со специалистом, собираться в книжные клубы. Вариантов много.
Марианна Дьякова, ведущая: Может ли библиотерапия работать для детей и подростков?
Дарья Зюзина, клинический психолог, старший преподаватель СПбГУ, библиотерапевт: Конечно. Если человек готов обращать внимание на себя как на читателя, он готов к библиотерапии.
Тимофей Зудин, ведущий: Что такое безопасное проживание опыта, и как это работает?
Дарья Зюзина, клинический психолог, старший преподаватель СПбГУ, библиотерапевт: Мы часто чего-то боимся, в реальности страшно столкнуться. Когда читаем, мы в комфортном коконе и можем впервые представить, как сталкиваемся с чем-то опасным.
Марианна Дьякова, ведущая: Нельзя ли в этом коконе задержаться надолго? Мир литературы настолько разнообразен, что можно спрятаться в нём.
Дарья Зюзина, клинический психолог, старший преподаватель СПбГУ, библиотерапевт: Может произойти всё. Важно возвращаться в реальность, смотреть, что за окном. Иногда нам нужно спрятаться. Во время ковида, больших потрясений хотелось уйти в книги. В этом нет ничего плохого. Обычно мы естественно выходим, когда успокоимся и напитаемся.
Тимофей Зудин, ведущий: В мире литературы мы находим успокоение и стабильность. Как выбрать книгу и работать с ней?
Дарья Зюзина, клинический психолог, старший преподаватель СПбГУ, библиотерапевт: Можно обращаться к людям, которые хорошо понимают литературу. Они подскажут, что подойдёт, узнавая, что нам нравится. Затем мы обращаем внимание, что цепляет и почему.
Тимофей Зудин, ведущий: С каким запросом можно прийти? Например, мне грустно, всё бессмысленно.
Дарья Зюзина, клинический психолог, старший преподаватель СПбГУ, библиотерапевт: Если библиотекарь подкован в библиотерапии, он справится и поможет найти подходящее.