СОФЬЯ ВЫСОЦКАЯ, корреспондент:

В середине XIX века Большую Неву пересёк первый постоянный мост – Благовещенский. С тех пор его трижды перестраивали, он был Николаевским, мостом лейтенанта Шмидта, а в 2007-м году к нему вернулось первоначальное название.

Благовещенский мост возвели в 1850-м году, по левому берегу Невы он выходил на Благовещенскую площадь, её украшала одноимёённая церковь. А со стороны Васильевского острова прямо на мосту стояла часовня, она запечатлена на старинных снимках. Изначально эта переправа была деревянной, и состояла, как и сейчас, из восьми пролётов. Её проект принадлежал Станиславу Кербедзу.

ИРИНА ТРУНОВА, заведующая научно-следовательским отделом истории мостостроения Музея мостов:

Это было, конечно, грандиозное событие, на Неве появился первый мост. Император, открывая этот мост, расцеловал инженера и присвоил ему генеральский чин. Нужно было решить каким образом строить фундамент — прежде чем строить Благовещенский мост, был построен мост через реку Нарву, там исследовали такой фундамент: забивали деревянные сваи, 540 свай под каждую опору нужно было забить вручную.

За 175 лет истории Благовещенского моста его дважды перестроили , но свайный фундамент замены не потребовал. А вот конструктивная особенность разведения моста претерпела серьёзные изменение…

ИРИНА ТРУНОВА, заведующая научно-следовательским отделом истории мостостроения Музея мостов:

Вот это сам барабан, который крутился на подшипниках, но чтобы крутить — рабочие спускались в береговой устой, туда выводился привод, они его вращали, и конструкции откатывались, для того чтобы освободить проход по Неве.

Сейчас на мосту откатных частей со стороны Университетской набережной нет, в 1938 году его перестроили, и переправа смогла принять судоходную нагрузку Морского канала Кронштадта. По проекту инженера Григория Передерия мост исполнили в стали, а раскрываться его крылья начали от центра. Да и время разведения сократилось с 10-20 минут до четырёх. В советский период и до 2007 года мост носил имя лейтенанта Шмидта. Кстати, его можно увидеть в фильме Сергея Эйзенштейна «Октябрь».

ИРИНА ТРУНОВА, заведующая научно-следовательским отделом истории мостостроения Музея мостов:

Со стороны Финского залива в Неву вошла «Аврора», остановилась рядом с мостом, но не прошла пролёт и стояла за мостом, оттуда она собственно сделала холостой выстрел по Зимнему дворцу.

Петербург, в котором порядка восьмисот мостов, без них просто бы не мог быть городом. И мост Благовещенский для этого района он, конечно, самый важный, потому что иначе жителям придётся делать большой крюк.

Благовещенский мост первым построили с арочными чугунными пролётами. После Станислава Кербедза такую конструкцию стали использовать по всей стране. И хоть сегодня Благовещенский мост не единственный, который соединяет берега Невы, он по-прежнему любим петербуржцами, ведь именно он связывает красивейшие острова — 2-й Адмиралтейский и Васильевский.