В гостях у программы «Утро в Петербурге» Надежда Коломацкая, эксперт по этикету.
Марианна Дьякова, ведущая: 21-го ноября отмечается Всемирный день приветствий. Поздороваться кажется несложно, но вопросы остаются. Надо ли приветствовать незнакомых, как сделать это естественно и как через приветствие выразить своё расположение к человеку?
Тимофей Зудин, ведущий: Эти вопросы мы обсудим с нашей гостьей.
Марианна Дьякова, ведущая: Что это за праздник такой, День приветствий? Есть ли у него традиции? Для чего он нужен?
Надежда Коломацкая, эксперт по этикету: В 1973-м году братья Маккормак ввели этот праздник, чтобы люди проявляли друг к другу особое отношение, заботу, внимание, поддерживали дружескую атмосферу. Праздник располагает к тёплому отношению, чтобы мы видели в друг друге людей.
Тимофей Зудин, ведущий: Какие существуют общие правила приветствий в нашем обществе?
Надежда Коломацкая, эксперт по этикету: Важно понимать контекст. Если это светское общение, обычная жизнь, первым приветствует мужчина и младший по возрасту. Если деловые взаимоотношения – первым приветствует тот, кто ниже по статусу. Есть нюансы: входящий всегда приветствует тех, кто уже в помещении; догоняющий приветствует того, кого догоняет. Ориентируясь на эти правила, мы не попадём в просак.
Марианна Дьякова, ведущая: Приветствие — не самая распространённая у нас вещь. Люди могут работать в одном месте, но не здороваться. Бывает, проходят мимо и отводят глаза. Насколько это корректно?
Надежда Коломацкая, эксперт по этикету: По правилам этикета мы проявляем взаимное уважение. Если мы работаем вместе, ничего не стоит поприветствовать друг друга. В деловом общении «добрый день», «здравствуйте» – комфортные выражения, которые располагают с утра. После устного приветствия обычно следует рукопожатие. Если мы приветствуем того, кто ниже по статусу в деловом общении, или мужчину, младшего по возрасту в светском, руку подаёт противоположная сторона – старший по возрасту, женщина или тот, кто выше по вектору уважения.
Тимофей Зудин, ведущий: Какое универсальное приветствие лучше использовать для всех?
Надежда Коломацкая, эксперт по этикету: «Добрый день». В деловом общении – «добрый рабочий день», особенно в переписке. «Доброе утро» звучит будто бы мы ещё не проснулись, если контекст не задан.
Тимофей Зудин, ведущий: То есть независимо от времени суток всё-таки «добрый день»?
Надежда Коломацкая, эксперт по этикету: Да. «Добрый вечер» тоже не стоит использовать, чтобы не указывать на конец рабочего дня. Но если вы работаете в сфере услуг или у вас тематическая передача, тогда контекст задаёт нужный формат. Если утро – говорим «доброе утро».
Марианна Дьякова, ведущая: Бывают ли ситуации, когда стоит поздороваться с человеком, которого ты совсем не знаешь?
Надежда Коломацкая, эксперт по этикету: Да. Когда мы в замкнутом пространстве, например, в зале ожидания или в лифте, мы всегда приветствуем людей, потому что не заметить того, кто рядом, невозможно.
Тимофей Зудин, ведущий: То есть, независимо от знакомства, зайдя в лифт, стоит поздороваться?
Надежда Коломацкая, эксперт по этикету: Верно. Вы заходите в помещение, там есть люди, – вы приветствуете первыми. Можно кивнуть и сказать «доброе утро», «добрый день» или «здравствуйте».
Тимофей Зудин, ведущий: У нас как-то не принято здороваться с соседями. Что вы скажете?
Надежда Коломацкая, эксперт по этикету: Приветствовать можно и нужно, это всегда играет вам в плюс. Нет такого понятия – не здороваться с соседями.
Тимофей Зудин, ведущий: Я замечал, что у нас это не принято: люди проходят с каменным лицом.
Надежда Коломацкая, эксперт по этикету: Попробуйте сами поздороваться. Улыбнитесь и скажите «здравствуйте». Вам это ничего не стоит. Когда внутри есть ощущение, что мне комфортно поздороваться, вы делаете это для себя, а они получают удовольствие от вашего приветствия.
Тимофей Зудин, ведущий: Сегодня День приветствий, но вопрос о прощании. На встрече иногда дилемма: попрощаться со всеми или уйти по-английски. Когда это уместно?
Надежда Коломацкая, эксперт по этикету: Есть универсальная фраза, которая снимает неловкость: «Так сложились обстоятельства, что мне нужно покинуть мероприятие раньше». Хороший тон – попрощаться с организатором или хозяином и с гостями, которые сидели рядом или с которыми вы общались. Если хозяева заняты, мы аккуратно уходим. Но есть правило: в течение 24 часов написать организаторам или хозяевам сообщение с благодарностью за мероприятие.