В гостях у программы «Утро в Петербурге» Юлия Елихина, ведущий научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа, куратор выставки.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Сегодня в центре нашего внимания новая выставка «Драгоценность в лотосе: искусство тибетского буддизма». Её посвятили 110-летию петербургского буддийского храма Дацан Гунзэчойнэй.
Ильдар Абитов, ведущий: Открыли в главном музейном комплексе манежа Малого Эрмитажа.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Эта выставка является продолжением проекта «Обитель милосердия», который с успехом был реализован в Государственном Эрмитаже 10 лет назад, в 2015-2016 годах. Тогда отмечали 100-летие Петербургского Дацана. Почему решили дать продолжение такой экспозиции?
Юлия Елихина, ведущий научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа, куратор выставки: Потому что у нас очень хорошая коллекция. Она была создана ещё до революции Эспером Эсперовичем Ухтомским. Позже добавились коллекции Петра Кузьмича Козлова, уже после его смерти, и Агафона Карловича Фаберже, второго сына знаменитого ювелира. Позднее поступили собрания востоковедов Юрия Николаевича Рериха, сына художника Николая Рериха, и Бориса Ивановича Панкратова, востоковеда и дипломата. Хочется представить коллекцию в полном объёме. Тогда мы показали только часть, сейчас – другую, не повторяющуюся.
Ильдар Абитов, ведущий: Такое красивое название – «Драгоценность в лотосе». Почему именно так решили назвать?
Юлия Елихина, ведущий научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа, куратор выставки: Это перевод с тибетского мантры «Ом мани падме хум», посвящённой божеству милосердия и сострадания, пребывающему, согласно легендам, в Тибете. Первая выставка называлась «Обитель милосердия», теперь – «Драгоценность в лотосе». Сострадание – то, чего нам всем сейчас не хватает. Буддизм учит, что жизнь состоит из страданий, а сострадание всегда очень важно.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: В экспозиции представлено более 500 произведений искусства – бронзовая скульптура, традиционная тибетская живопись, деревянные ксилографические доски для печати текстов, миниатюрные рельефные изображения. Как посетителю не потеряться в этом многообразии? Что вы особенно выделили бы?
Юлия Елихина, ведущий научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа, куратор выставки: Да, действительно, экспонатов много. Такие выставки проводятся редко, буддизм долгое время был закрытой темой, и зрителям он мало знаком. Хотелось бы, чтобы люди ближе познакомились с этой культурой – глубокой, духовной. Есть уникальные экспонаты. Самый редкий – скульптура бодхисаттвы Авалокитешвары V века. Представьте: когда ещё существовала Римская империя, в Китае уже отливали такие скульптуры. Китайские императоры, начиная с династии Юань, основанной внуком Чингисхана Хубилаем, были последователями тибетского буддизма. Тибет распространял свою духовную культуру по всей Азии. Конечно, было влияние Китая и Непала, но тибетская культура сформировала собственную самобытность. Мы показываем и немецкую коллекцию, поступившую к нам в 1945-м году, – там тоже много уникальных предметов. Выставлен самый большой в Петербурге бронзовый бодхисаттва Майтрея, грядущий будда. Это редкость, потому что в Дацане будда сделан из глины, а наш – бронзовый. Скульптура происходит из коллекции Феликса Евгеньевича Вишневского, основателя музея Тропинина в Москве.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Важная часть экспозиции посвящена истории строительства буддийского Дацана в Петербурге – это было удивительное событие своего времени, 110 лет назад. С помощью каких предметов раскрывается эта тема?
Юлия Елихина, ведущий научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа, куратор выставки: Таких предметов сохранилось немного. В основном это фотографии, связанные с архитекторами. Здание построил архитектор Барановский в стиле северного модерна – уникальный памятник архитектуры. Тогда это был самый северный буддийский храм. В частных коллекциях сохранились некоторые предметы, оставшиеся до разрушения храма в 1930-е годы. Там находились тысячи статуй будды. Двух из них мы показываем. В коллекции я нашла личную печать одного из настоятелей, имевшего высокое духовное звание. В прошлом году я возила её в Бурятию – это большая святыня. Есть и грамота 13-го Далай-ламы, выданная в связи со строительством Дацана. Храм строил бурятский лама Гомбожаб Цыбиков, а Далай-лама также пожертвовал средства и дал своё благословение.