Андрей Смирнов, ведущий:
В начале 20-х годов XVIII столетия Садовая улица молодой столицы Российской империи превратилась в одной из самых элитных, где начали активно строить свои усадьбы приближённые династии Романовых. Вот на этом самом месте пару земельных участков прикупил себе и вице-канцлер Российской империи граф Михаил Илларионович Воронцов, один из ближайших сподвижников императрицы Елизаветы Петровны, принявший самое активное участие в дворцовом перевороте, в результате которого дочь Петра I и взошла на русский престол.
Воронцов решил построить себе роскошную усадьбу в господствовавшем тогда стиле барокко под стать близлежащему Аничковому дворцу, возведённому архитектором Франческо Бартоломео Растрелли по заказу императрицы Елизаветы Петровны для её фаворита — графа Алексея Разумовского. Вице-канцлер нанял Растрелли для создания теперь уже общепризнанного шедевра пышного Елизаветинского барокко. Кстати, дворец считается одним из первых представителей этого направления в архитектуре Петербурга.
Современными историками архитектуры уже документально установлено, что строительство дворца завершилось в 1758-м году, о чём, собственно говоря, и сообщали Санкт-Петербургские ведомости, что 23 ноября 1758-го года состоялось новоселье. На нём присутствовала и сама императрица Елизавета Петровна, которая преподнесла супругу своей кузины Анны Скавронской сразу два подарка – денежный 40 тысяч рублей — и новый чин. Граф Воронцов стал канцлером Российской империи. С тех пор дворец стали называть канцлерский дом.
Строительство дворца фактически разорило графа Воронцова. Даже крупный денежный подарок от императрицы Елизаветы Петровны на новоселье, напомню, что эта сумма 40 тысяч рублей, не спасла ситуацию. Их едва хватило на погашение всех долгов. Так или иначе, внутреннее оформление дворца продолжалось вплоть до 1760-го года. Но, несмотря на все финансовые трудности, при графе Воронцове во дворце было аж целых 50 парадных помещений.
Когда-то архитектор Растрелли создал большую въездную арку, которую, к сожалению, заложили при реконструкции дворца в XIX столетии. Ну а мы же сейчас находимся в уникальном месте — одна из немногих частей дворца, сохранившихся с середины XVIII века — огромные парадные сени-вестибюль. Именно от них вела на парадный второй этаж величественная двойная лестница, украшенная многочисленными зеркалами и статуями. Ну а там находились те самые парадные залы для многочисленных торжеств и праздников, которые так любил граф Воронцов.
Во времена графа Воронцова парадная лестница дворца находилась именно в этом помещении. Но в XIX веке, когда дворец перестраивали под нужды военного учебного заведения, от этой лестницы избавились и перенесли её в совсем другое место. Но от Растрелли здесь до сих пор сохранились эти знаменитые сводчатые потолки, которые подкрепляются специальными массивными колоннами по бокам. Зато функционал этого помещения не менялся вот уже более 200 лет. Здесь всегда находилась и находится столовая.
От первоначальной внутренней отделки дворца уже давным-давно ничего не осталось, кроме сводчатых галерей и коридоров. Вся парадность исчезла ещё в XIX столетии, когда дворец приспособили под иные цели. А вот во времена графа Воронцова в этом большом двусветном зале давали балы.
Кстати, когда-то потолки второго парадного этажа дворца Воронцова были очень роскошно оформлены. В их убранстве вовсю использовались резьба, лепнина, а также многочисленные плафоны с мифологическим содержанием работы знаменитого итальянского художника-декоратора Джованни Баттиста Тьеполо. А вот это бывшие парадные помещения, в которых и проходило то самое новоселье 23 ноября 1758 года, на котором присутствовала сама императрица Елизавета Петровна. Здесь давали торжественный обед. Что касается современного вида потолка, то здесь восстановлены после реставрации монограммы российских императоров династии Романовых, которые приняли активное участие в судьбе Воронцовского дворца. Ну, например, вот там монограмма Александра I.
Строительство роскошного дворца фактически разорило графа Воронцова, причём о его долгах знали абсолютно все, включая и императриц. Сжалилась над своим вельможей Екатерина II, которая в 1763 году выкупила у графа этот дворец в казну за 217 600 рублей. 7 лет дом пустовал, а затем стал использоваться как гостевой дворец для монарших гостей из Европы и прочих высших сановников. Новая жизнь Воронцовского дворца началась при следующем императоре Павле I, который основал здесь капитул Мальтийского ордена.
В 1798 году Павел I, будучи российским императором, принял и новый титул «Великий магистр мальтийских рыцарей». Он подарил Воронцовский дворец российской ветви Мальтийского ордена. Но с тех пор дворец стали называть «замком мальтийских рыцарей». По повелению Павла I во дворцовом комплексе были построены два новых домовых храма – православная церковь и католическая капелла Ордена Мальтийских рыцарей. Та самая знаменитая и уникальная мальтийская капелла, созданная по проекту архитектора Джакомо Кваренги в стиле классицизма.
Как и подобает любому католическому храму, в Мальтийской капелле есть свой собственный орган. Орган этот исторический. Он появился на этом месте в 1909 году после специального прошения католической общины Петербурга на имя председателя Совета министров Российской империи Петра Столыпина. А он уже пролоббировал установку органа у самого императора Николая II. Орган был заказан в Германии. На эти цели потратили более 4 000 рублей. И именно из Германии его привезли сюда и установили на втором этаже Мальтийской капеллы. В 2006 году была проведена его масштабная реставрация. С тех пор его звучание можно услышать на многочисленных органных концертах, которые проводятся в Мальтийской капелле.
Ну а мы наконец-то спустились в одно из самых мистических мест всего Петербурга. Это знаменитая крипта Мальтийской капеллы. Здесь когда-то хоронили людей. Но, естественно, от могил уже давным-давно ничего не осталось, зато крипта, ну или же подвал по-современному, существует до сих пор. В связи с чем я хочу вспомнить очень популярную петербургскую городскую легенду, которая гласит следующее, что во времена императора Павла I от его спальни в Михайловском замке якобы проложили трёх с половиной километровый подземный тоннель, который как раз и соединял его спальню в замке с подвалом Мальтийской капеллы. Мы долго пытались обнаружить хотя бы какой-то намёк на этот самый тоннель. Ну вот, на территории крипты есть вот такой вход куда-то туда, вниз в землю. Но это, конечно же, шутка.
После Мальтийской капеллы архитектор Кваренги приступил к строительству нового православного домового храма в центральном здании Воронцовского дворцового комплекса. Православную церковь осветили во имя святого Иоанна Крестителя, что было неудивительно, это небесный покровитель Мальтийского ордена. В 1810 году по распоряжению императора Александра I в бывший Воронцовский дворец был официально переведён Его Величества Императорский Пажеский корпус — самое престижное военно-учебное заведение дореволюционной России.
Итак, Воронцовский дворец несколько раз менял своих владельцев и неоднократно перестраивался. Самая масштабная реконструкция произошла в 1827 году, когда весь дворцовый комплекс приспособили под нужды военного учебного заведения. Любопытно, что им оно и оставалось при любой власти и при любой идеологии на протяжении почти двух веков. Военные отсюда выехали лишь в 2017 году.
Легендарное Ленинградское Суворовское военное училище поселилось в комплексе здания Воронцовского дворца ровно 70 лет тому назад, в 1955 году. Суворовцы выехали отсюда 7 лет назад и теперь размещаются в отдельном комплексе зданий на Московском проспекте. А в Воронцовском дворце располагается третий кассационный суд общей юрисдикции. Была проведена масштабная реконструкция и реставрация здания, о чём можно узнать с помощью вот этого небольшого музейного пространства.
Сегодня Воронцовский дворец живёт уже новой жизнью, но историческая память о его прежних владельцах здесь по-прежнему ощущается. Особенно это касается первого хозяина дворца, того самого графа Воронцова, который построил один из самых роскошных и величественных дворцов Петербурга середины XVIII столетия — эпохи императрицы Елизаветы Петровны.
Воронцовский дворец — роскошная усадьба в стиле барокко на нынешней Садовой улице. Заглянем в интерьеры резиденции Михаила Воронцова
23 октября 2025, 07:45