ЕКАТЕРИНА СКРЕБЦОВА, корреспондент:
Первый в Российской империи Царскосельский лицей принял учеников 214 лет назад, 19 октября. По приказу императора Александра I здесь готовили к «важным частям службы государственной» юношей из родовитых семей. Несмотря на дворянское звание, лицеисты воспитывались в строгости. А образовательную программу подготовил лично Михаил Сперанский. Эксперимент удался: и имена многих лицеистов мы знаем по сей день.
Пожалуй, самое известное из них — имя Александра Сергеевича Пушкина. В этом году, в честь дня лицеиста, в стенах музея открыли выставку, посвящённую 75-летию выпуска книги Николая Анциферова «Пушкин в Царском Cеле». На её страницах автор излагает подробности исторического расследования, которое помогло узнать, в какой из комнат проводил часы отдохновения юный Саша Пушкин. Каждый год 19 октября к «келье», как её называл поэт, а также к бронзовому памятнику в Лицейском саду приходят потомки: разные поколения отдают дань памяти талантливому выпускнику лицея.
СЕРГЕЙ НЕКРАСОВ, президент Всероссийского музея А. С. Пушкина:
Младых бесед оставив блеск и шум, я знал и труд, и вдохновение, и сладостно мне было: жарких дум уединенное волненье.
За 33 года из стен Царскосельского лицея вышли десятки выдающихся государственных и общественных деятелей, писатели и историки, журналисты и учёные. Образовательная программа в Царском Селе объединяла курсы средней и высшей школ.
СЕРГЕЙ НЕКРАСОВ, президент Всероссийского музея А. С. Пушкина:
Оценили ребят по трём критериям, очень интересным: успеваемость, поведение. А третье, очень интересное – творческие способности. Рассмотреть в своём ученике то, к чему он склонен, что надо развивать. И именно этот индивидуальный подход позволил такие результаты обрести.
Сегодня в стенах Музея воссоздали обстановку 19 века: посетители могут увидеть, где спал юный Саша Горчаков, где Ваня Пущин вкушал «щи да кашу», а Миша Салтыков-Щедрин проводил время на свежем воздухе. Кстати, прогулки были включены в обязательное расписание, и погода на планы не влияла.
ЕКАТЕРИНА СКРЕБЦОВА, корреспондент:
В течение дня обязательно уделяли внимание спортивной подготовке лицеистов. Упражнялись, например, в фехтовании. Подобную рапиру держал в руках Александр Сергеевич Пушкин. Кстати, именно по фехтованию у будущего поэта была отличная оценка. Готовы начать урок.
СЕРГЕЙ МЯСИЩЕВ, тренер по фехтованию:
Прекрасно. Сначала мы отдаём друг другу «салют»: к лицу, к солнышку, вниз. Фехтование — это, в первую очередь, способность принять решение и готовность понести за это решение ответственность. Фехтовальный поединок — это такие ультимативные шахматы в реальном времени.
На протяжении 7 часов каждый день юноши постигали исторические, словесные, математические, физические и нравственные науки. Потренировать навыки каллиграфического письма в стенах учебного заведения также предложили посетителям поколения смартфонов.
ЕКАТЕРИНА СКРЕБЦОВА, корреспондент:
В начале 19 века лицеисты оставляли учебные заметки с помощью гусиного пера. Перед началом занятий инструмент тщательно подготавливали. Вымачивали в горячей воде, ну а после специальным образом подрезали. Чтобы не оставалось клякс. Преподаватели обращали внимание не только на содержание, но и на чистописание. Спустя два века к такому инструменту нужно приноровиться.
АЛЕКСАНДР ПАВЛОВ, участник мастер-класса:
Когда пишешь шариковой ручкой, не бывает ни клякс, ни отпечатков. Здесь, конечно, есть и чернильные пятна. Это всё, конечно, неудобства, но душу, как при написании пером, никак не заменишь шариковой ручкой.
По традиции, в день лицеиста в стенах музея свободный вход для всех посетителей. К торжественной дате сотрудники готовятся с особым трепетом и, конечно, вспоминают работу, проделанную за год.
ОЛЬГА КОРНЕВА, директор Всероссийского музея А. С. Пушкина:
Мы провели очень много хороших выставочных проектов, мы впервые выехали в Китай, где провели успешно выставку. Оказывается, в школьной программе учат Александра Сергеевича. И для них это близкий и важный писатель. Мы в экскурсиях меняем сейчас принцип, у нас проходят они в формате медиаций, когда не только экскурсовод говорит, но и дети задают вопросы, отвечают на них.
В ближайшие годы на втором этаже музея откроет двери новый лицейский детский центр. Одновременно, вместе с Государственным институтом русского языка имени А. С. Пушкина, специалисты готовят к выпуску Словарь языка Пушкина для самых маленьких читателей. Так идеалы и образы, возникшие в Царскосельском лицее в начале 19 века, станут чуть ближе к читателям, рождённым в веке 21.