В гостях у программы «Утро в Петербурге» Семен Калядин, прокурор отдела управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Санкт-Петербурга.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Новую рабочую неделю начинаем с мыслей об отдыхе у воды. Для многих это любимый вариант проведения свободного времени – созерцание прибрежных красот, плеск волн успокаивают нервную систему и помогают преодолевать стрессы и нагрузки городской жизни.
Тимофей Зудин, ведущий: Правда, стресса может и прибавиться, если в привычном месте отдыха обнаружить забор, перекрывающий подход к прибрежной зоне. Что делать в такой ситуации?
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Наш город не зря называют Северной Венецией. Как обстоят дела с охраной природных водоёмов? Какие органы власти обеспечивают их доступность и хорошее состояние?
Семен Калядин, прокурор отдела управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Санкт-Петербурга: Санкт-Петербург – один из наиболее обводнённых городов мира. На территории региона расположено более тысячи водных объектов. В совокупности с другими элементами природной среды они образуют единую экосистему, от состояния которой зависит благополучие населения и качество окружающей среды. Мониторинг качества водных объектов осуществляют Комитет по природопользованию Санкт-Петербурга, Управление Росгидромета и Межрегиональное управление Роспотребнадзора. Контроль включает отбор проб, работу стационарных постов, а также выезды на проблемные участки и осмотры акваторий и прилегающих территорий.
Тимофей Зудин, ведущий: У нас плотная застройка, рядом с водой нередко расположены заводы, автомастерские, частный сектор. Какие ограничения и запреты установлены законом для защиты водных объектов?
Семен Калядин, прокурор отдела управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Санкт-Петербурга: Участок суши, примыкающий к водному объекту, называется водоохранной зоной. Это территория с особым режимом деятельности. В зависимости от типа водоёма и его размеров она составляет от 50 метров – для малых рек и ручьев, до 500 метров – для морей. Водный кодекс РФ устанавливает запрет на размещение отходов, движение транспорта вне твердого покрытия, мойку автомобилей, размещение сервисов. Всё это необходимо для охраны водных объектов и защиты среды обитания водных биоресурсов.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Какие меры принимает государство в отношении тех, кто ограждает свои владения и не пускает людей к воде?
Семен Калядин, прокурор отдела управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Санкт-Петербурга: Водоохранная зона включает береговую полосу – узкий участок суши, обеспечивающий доступ граждан к воде. В зависимости от типа водоёма она составляет от 5-ти до 20-ти метров и должна быть открыта для общего пользования – для отдыха, рыбалки, выхода на берег. Во время проверок часто выявляются случаи перекрытия доступа или незаконного включения береговой полосы в частную собственность. Однако по закону она принадлежит государству и не может находиться в частной собственности.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: А в аренду можно взять?
Семен Калядин, прокурор отдела управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Санкт-Петербурга: Да, закон не запрещает аренду земельных участков в таких зонах.
Тимофей Зудин, ведущий: Но и в этом случае арендатор не имеет права закрывать проход.
Семен Калядин, прокурор отдела управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Санкт-Петербурга: Безусловно. Договор аренды не даёт права преграждать доступ – действуют те же нормы федерального законодательства.
Тимофей Зудин, ведущий: Если человек хочет открыть, например, базу отдыха или ресторан у воды, какие бы вы дали советы?
Семен Калядин, прокурор отдела управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Санкт-Петербурга: В первую очередь нужно чётко определить границы участка и соотнести их с водоохранной зоной, чтобы понимать, где действуют ограничения. Затем решить вопрос отвода сточных вод – в систему централизованного водоотведения или накопительные ёмкости, обеспечить твердое покрытие для транспорта, чтобы предотвратить загрязнение. Если планируется изменение берега, установка понтонов или причалов, требуется специальное разрешение уполномоченного органа.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: А если разрешения не получены вовремя? Можно ли узаконить уже выполненные работы или всё придется демонтировать?
Семен Калядин, прокурор отдела управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Санкт-Петербурга: Любая деятельность в водоохранной зоне потенциально опасна для окружающей среды. При выявлении самовольных построек чаще всего принимается решение об их демонтаже и восстановлении территории. Даже небольшое вмешательство может изменить уровень воды или течение. Но бывают случаи, когда ущерба нет, и тогда оснований для демонтажа может не быть. В каждом случае проводится проверка с участием специалистов природоохранных ведомств.
Тимофей Зудин, ведущий: Куда гражданам обращаться, если они стали свидетелями нарушений? Какая предусмотрена ответственность?
Семен Калядин, прокурор отдела управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Санкт-Петербурга: За нарушения в водоохранных зонах предусмотрена административная и уголовная ответственность. Штрафы достигают 400 тысяч рублей, за перекрытие доступа к береговой полосе – до 300 тысяч, либо приостановление деятельности до 90 суток. Если нанесён ущерб окружающей среде или здоровью граждан, наступает уголовная ответственность. Обращаться следует в Северо-Западное межрегиональное управление Росприроднадзора или в Комитет по природопользованию Санкт-Петербурга. Если меры не приняты – в прокуратуру города.