ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«Продолжаем выпуск. Теперь – к новостям нашего города. Одна из наиболее заметных новостей заключается в том, что на этой неделе мы достигли высшей точки осени. Середина октября. Всё! Идём к зиме! И зима близко! Мы прошли апофеоз осени, переходим от стадии прощания с летом к стадии встречи зимы. На языке народного календаря это время именуется Ерофеев день. Он назван в честь святого Ерофея, замученного епископа Афинского. Более точное название этого дня – Ерофей-лешегон.
В это время надо быть особенно внимательным к различным соблазнам, которые нас подстерегают на каждом углу, различным проявлениям недобрых сил. Леших и прочей нечести. Нельзя ссориться, сплетничать, проявлять негативные эмоции – так можно привлечь внимание темных сил. В это время нельзя нарушать тонкую грань между добром и злом. Наши предки искренне верили, что именно в эту пору наступает настоящая зима и начинается «темная» половина года. То есть мир от света поворачивается в сторону тьмы наступающей зимы. К этому времени старались полностью завершить подготовку к холодам, заготовить дрова, сделать все необходимые запасы.
Давайте не будем отрываться от корней. И посмотрим, а что делается в Петербурге в плане подготовки к наступающей зиме. Итак, осенний Петербург как особая форма существования города. Что происходит с ним в это время? И что происходит в это время с нами?
Антон Цуман разгонит всех леших и даст правдивую информацию по этому поводу».
АНТОН ЦУМАН, корреспондент:
«Осень, как известно, это пора сбора урожая. Даров осени. Из этих даров самое время готовить самое осеннее блюдо. Конечно же, квашеную капусту. Как приготовить ее с петербургским акцентом, мы расскажем в конце репортажа, а пока расскажем о других явлениях этого многогранного феномена петербургской осени».
Когда мы говорим об осени, первое, что приходит на ум – пушкинские строки. «Пышное природы увяданье», «в багрец и золото одетые леса». А что же эти цвета представляют собой на самом деле?
Сотрудник культурно-просветительского центра Ботанического сада Александра Медведева рассказывает, все краски осени – игра сложных биологических веществ, пигментов. Жёлтый дают каратиноиды, красный – антоцианы. Где пигментов нет совсем, там бурый, натуральный цвет листа. И даже листопад – сформированный природой биологический механизм экономии энергии.
То есть c наступлением осени листопадное растение забирает из листа нужные вещества, оставляет в них ненужные. А затем в месте крепления листа к стеблю начинает образовываться непроницаемая пробка, как только пробка окончательно сформируется – лист отпадает, с первым же лёгким порывом ветра. И эту природную оптимизацию мы и видим как увядание.
Сад-трансформер на Московской площади. С весны размещённые в специальные переносные кашпо деревья и многолетние растения радовали глаз жителей Московского района. И вот теперь пришло время его разобрать. Ожившие свой срок однолетние растения удаляют. А многолетние – нет, не выбрасывают, а ставят в план на высадку.
Вот так, например, эти липы из сада-трансформера уже обживаются в парке авиаторов. И то, что мы называем «осень», на языке специалистов по благоустройству – «агротехнический сезон». То есть оптимальный для посадки различных растений.
Вот так в эпоху Ленинграда, что называется, и стар, и млад выходили высаживать деревья в парках, скверах и школьных садах.
И вот так уже в наши дни дети и взрослые сажают ивы шаровидные неподалёку от Ленинского шалаша в рамках всероссийской акции «Сохраним лес». И это лишь часть огромной работы по благоустройству городских территорий, поясняет ответственный за эту сферу вице-губернатор Санкт-Петербурга Евгений Разумишкин. Для всех профильных служб осень – это особый режим работы.
ЕВГЕНИЙ РАЗУМИШКИН, вице-губернатор Санкт-Петербурга:
«Уже зачистили порядка 18 миллионов квадратных метров. Это не только уборка листвы. Это уборка тех территорий, которые требуют к себе пристального внимания. Садово-парковые предприятия готовят сады и парки к зиме. И готовят уже к лету, потому что высаживаются луковичные, которые будут нас радовать весной».
И вот как эти «луковичные» специалисты садово-парковых предприятий уже высаживают на улицах города. Сначала нужно взрыхлить почву – для лучшего доступа кислорода. Затем в шахматном порядке, для красивого узора, проделать специальные отверстия – лунки. Будущий дом для этих луковиц.
Тюльпаны всегда сажают именно осенью, чтобы луковица хорошо прижилась, адаптировалась, перезимовала. То есть и для них осень – это период подготовки. К новой весне.
А вот другой пример – из парков музея-заповедника «Петергоф». Казалось бы, вторая половина октября, казалось бы, -5 градусов накануне ночью. Но вот факт – в садах Купеческой гавани как ни в чём ни бывало цветут розы.
С окончанием высокого туристического сезона работа в парке не прекращается. Впереди подрезка деревьев и уборка нескольких тонн опавшей листвы. А вот каскады фонтанов Петергофа всё ещё действуют. И в этом осеннем сезоне будут работать на пару недель дольше.
А вот сезон для их «младших братьев» – малых фонтанов в скверах и дворах Петербурга – уже завершился. Их отключают, снимают форсунки для профилактики. А водопитающие трубы и решётки упаковывают в специальный материал – геотекстиль, чтобы уберечь ото льда и снега.
То есть главный девиз осени можно выразить одной, знакомой всем, кто носил пионерский галстук фразой – «Будь готов». К зиме.
И вот стоит отогнуть кору давно погибшего вяза в парке Лесотехнического университета, можно увидеть, как зимуют маленькие жучки.
Ассистент кафедры защиты леса Никита Мамаев обращает наше внимание ещё на один факт. Те самые листья, которыми мы так вдохновлённо шуршим при ходьбе, могут быть заминированы. Не волнуйтесь, это лишь биологический термин, означающий, что кто-то выбрал их для того, чтобы переждать зиму.
НИКИТА МАМАЕВ, ассистент кафедры защиты леса, древесиноведения и охотоведения Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета:
«С точки зрения природы, в листьях могут прятаться самые разнообразные насекомые. Которые уходят туда на зимовку. Как, например, минирующие чешуекрылые. Они оставляют в листьях мины, внутри которых проходят свое развитие, в дальнейшем, окукливаясь, остаются внутри листа».
Вот так с началом весны эти бабочки вылетят из листьев и снова начнут «минировать» листья каштанов. Такой он, круговорот природной жизни и путешествий. И так из года в год, из сезона в сезон, которому следуют и дикие гуси, которые прямо сейчас пролетают через Петербург к местам зимовок. И обитатели Ленинградского зоопарка, которым тоже приходится приспосабливаться к новому сезону. И переходить на особый рацион питания.
Для жирафа Софьи основной корм летом – свежая трава. А в осенне-зимний период сушёная козья ива. Осенью стараются переводить зверей и птиц на рационы с повышенным содержанием витаминов. В чём помогают и неравнодушные петербуржцы, которые нередко приносят дары осени прямо со своих огородов.
И, возвращаясь к теме даров осени, на учебной кухне Института среднего профессионального образования Политеха с шеф-поваром Екатериной Николаевой прорабатываем рецепт квашенной капусты. Он нехитрый: нашинковать кочан, натереть морковь, добавить соль и сахар. Но чтобы добавить ленинградский акцент, понадобится осенняя северная ягода. Клюква.
Так с клюквой, солью, сахаром квасили капусту наши мамы и бабушки. Да что, там, в этот процесс вовлекалась вся семья. Ведь кислая капуста – это не просто полезное блюдо, а повод собраться всем вместе холодным и осенним вечером за процессом, где у каждого будет своя роль и задача.
Такая она – истинно петербургская осень. Это и золотой наряд городских садов и парков. Это труд коммунальных служб и садовников. Это момент, когда природа как будто замирает, готовясь к зиме. И ожидание весны в тесном семейном кругу среди шумного мегаполиса. Весны, которая нескоро, но неизбежно наступит.