В гостях у программы «Утро в Петербурге» Сергей Орехов, заведующий сектором гравюр Государственного Эрмитажа.
Людмила Ширяева, ведущая: Задумывались ли вы, как выглядели залы Эрмитажа 200 или 250 лет назад? Как фиксировали шедевры до изобретения фотографии? Оказывается, у музея есть собственная фототека, созданная вручную мастерами гравюры, рисунка и акварели.
Николай Растворцев, ведущий: Накануне в галерее графики Эрмитажа открылась уникальная выставка, позволяющая заглянуть в прошлое хранилища искусств.
Людмила Ширяева, ведущая: Если представить, что у Эрмитажа есть свой фотоальбом, то эта выставка – самые ранние, самые эксклюзивные страницы. Правильно ли мы понимаем, что гравюры и рисунки на выставке не просто копии картин, а настоящие исторические документы, рассказывающие о биографии музея?
Сергей Орехов, заведующий сектором гравюр Государственного Эрмитажа: Да, вы правы. Хронологические рамки выставки – первые 100 лет истории картинной галереи Эрмитажа. Мы рассказываем о её истории с 1764-го года до начала 1860-х. Это период, когда фотография ещё не была изобретена или не вошла в широкое употребление. Поэтому гравюры, рисунки, миниатюры – своеобразные изобразительные исторические источники. Но это не только документы, это произведения искусства самого высокого уровня, и зрители смогут восхититься мастерством акварелистов, миниатюристов и гравёров.
Николай Растворцев, ведущий: Их создавали тогда, в первые 100 лет жизни Эрмитажа, специально по заказу императора, или это было принято? Как пригласить художника, чтобы зафиксировать для будущих поколений. Кто придумал это делать регулярно?
Сергей Орехов, заведующий сектором гравюр Государственного Эрмитажа: И то и другое. В Западной Европе уже почти 100 лет издавались иллюстрированные гравюрами собрания – гравированные галереи, представляющие лучшие картины частных коллекций. Российские императоры следовали этому примеру. Но было и личное – картины, которые выбирала Екатерина II для воспроизведения. Это интересная тема: можно увидеть, каков был её выбор и как эти картины воспроизведены в гравюрах и рисунках на выставке.
Людмила Ширяева, ведущая: Многие экспонаты выставки никогда не показывались посетителям Эрмитажа, хранились долго и бережно. Есть ли один-два экспоната, которые особенно вас удивили как специалиста?
Сергей Орехов, заведующий сектором гравюр Государственного Эрмитажа: Да, конечно. Это не первая выставка в галерее графики, и на каждой мы показываем что-то впервые, но на этой особенно много нового. Прежде всего, это гравированные доски, из которых делались оттиски – уникальная коллекция, почти никогда не экспонировавшаяся. Второе – миниатюры, копии картин, заказанные Екатериной II, которые ранее тоже не выставлялись. Третье – подносной экземпляр издания галереи Хоутон-холла, собрания премьер-министра Англии Роберта Уолпола. Он был подарен Екатерине II издателями, продан в 1930-м году и только в 2022-м году вернулся в Эрмитаж.
Людмила Ширяева, ведущая: Выставка обширна, но не затронут интереснейший раздел – чертежи возможных изменений проектов здания и внутреннего пространства Эрмитажа, которые не были реализованы. Что там представлено?
Николай Растворцев, ведущий: Что нам могут рассказать эти альтернативные проекты? Насколько мы могли бы видеть сейчас другие здания и другую архитектуру?
Сергей Орехов, заведующий сектором гравюр Государственного Эрмитажа: Это очень интересный раздел, показывающий, как развивалась идея музея и какой могла быть картинная галерея. Изначально это было частное собрание российских императоров в интимной части дворца, куда не допускались посторонние. Отсюда название «эрмитаж» – жилище отшельника. Позже это стало открытым музеем в середине XIX века. Это отражалось и в чертежах: первые показывали галерею как продолжение дворца, где рядом с картинами могли быть минералы, экзотические растения или редкие породы лошадей. Со временем архитекторы начали думать о музее, как об отдельном здании, полностью занятым коллекциями.
Николай Растворцев, ведущий: Но последнее слово оставалось за императором? Почему Эрмитаж не стал иным, как, например, Исаакиевский собор, где было множество вариантов?
Сергей Орехов, заведующий сектором гравюр Государственного Эрмитажа: Думаю, в екатерининское время ещё не пришло время, не дозрели умы. Например, западные архитекторы, которых приглашала Екатерина, такие как Клериссо, предлагали проект целого музейного комплекса, включающего разные виды искусства и существующего отдельно от дворца. Но тогда эта идея ещё не получила воплощения.