На связи со студией программы «Утро в Петербурге» Александр Бубенок, управляющий проектами в области нейростимуляции у крупного рогатого скота.

Николай Растворцев, ведущий: Представьте, что ваш смартфон может не только напомнить о встрече, но и помочь снизить стресс, улучшить настроение. Фантастика? Уже нет. А что, если такие же технологии применить к коровам? Российские учёные первыми в мире внедрили животным нейроимпланты, чтобы те давали больше молока.

Людмила Ширяева, ведущая: Звучит как сюжет фантастического романа, но сегодня это реальность современного агропрома.

Николай Растворцев, ведущий: Правда ли, что идея родилась не в лаборатории, как обычно, а поступила прямо с фермы, от самих аграриев?

Александр Бубенок, управляющий проектами в области нейростимуляции у крупного рогатого скота: Да, во время стратегической сессии нашей компании, куда мы приглашаем инвесторов и партнёров, мы обсуждали, где можно использовать нейротехнологии, чтобы помочь конкретной отрасли. Один из наших партнёров предложил попробовать применить их к животным. Мы совместно начали рассуждать, что можно сделать на практике, в том числе с коровами. Так идея возникла не из лаборатории, а из реального запроса – помочь ферме.

Людмила Ширяева, ведущая: Как улучшить надои – тема давно изучена: генетика, корма, комфортный коровник. Что добавляют нейротехнологии в этот отлаженный процесс?

Александр Бубенок, управляющий проектами в области нейростимуляции у крупного рогатого скота: Мы не конкурируем с традиционными способами повышения надоев – качественным кормом, селекцией, комфортом. Мы их дополняем. В течение жизни животного происходят разные события – управляемые и неуправляемые: меняется микроклимат, окружение, состав группы. Всё это влияет на биологическое состояние. Наша задача – сделать так, чтобы, несмотря на эти факторы, корова чувствовала себя стабильно, не испытывала стресс и сохраняла продуктивность. Нейростимуляция не заменяет существующие методы, а делает эффект устойчивым и предсказуемым.

Николай Растворцев, ведущий: Как работает ваш имплант? Вы воздействуете на мозг коровы? Что именно можно улучшить – настроение, аппетит?

Людмила Ширяева, ведущая: Может быть, воздействие на генетическом уровне?

Александр Бубенок, управляющий проектами в области нейростимуляции у крупного рогатого скота: Технология основана на принципах, применяемых в медицине, например, при лечении болезни Паркинсона. Мы используем DBS -электрод – тонкий провод с четырьмя контактами, который помещается в зоны мозга, отвечающие за конкретные физиологические процессы: аппетит, стресс, молокоотдачу. Слабый электрический импульс создаёт изменяемое поле, и нейроны реагируют, запуская естественные биологические реакции организма. Таким образом активируется желание есть больше, чувствовать себя лучше, выделять окситоцин для увеличения молока.

Людмила Ширяева, ведущая: А не больно ли это для самих коров? Не создаём ли мы зомби-животных, которые просто дают молоко? Как они себя ощущают?

Александр Бубенок, управляющий проектами в области нейростимуляции у крупного рогатого скота: Стимуляция безопасна. Мы подбираем параметры индивидуально и не превышаем комфортные биологические значения. Если бы воздействие было чрезмерным, молока становилось бы меньше, поэтому всё находится в оптимальном диапазоне.

Николай Растворцев, ведущий: Любое нововведение – это не только процессы, но и финансы. Насколько просчитан экономический эффект для фермерского хозяйства? Покрывает ли прирост надоев затраты? Насколько быстро это происходит?

Александр Бубенок, управляющий проектами в области нейростимуляции у крупного рогатого скота: Мы провели расчёты и видим, что при совокупном влиянии на стресс, аппетит и молокоотдачу эффект заметен сразу – в первый лактационный период. Прирост надоев может достигать 30%. Этого достаточно, чтобы покрыть стоимость операции и оборудования и повысить рентабельность реализации молока.

Людмила Ширяева, ведущая: Если способ приживётся и всё будет отлично, можно ли таким образом стимулировать рост мяса или улучшить качество шерсти у других животных?

Александр Бубенок, управляющий проектами в области нейростимуляции у крупного рогатого скота: Здесь две составляющие. Во-первых, мы верим, что развитие этой технологии изменит отношение к нейротехнологиям в целом. Впервые в России появится уникальная база, мы сами производим электроды и стимуляторы для животных. В стране около 7 миллионов молочного поголовья, и, дойдя до тысяч или десятков тысяч устройств, мы создадим серьёзный промышленный задел. Во-вторых, мы уже думаем, как улучшить показатели у мясного скота и в шерстяном животноводстве. Наша цель – сделать технологию настолько простой, чтобы она стала доступна любой ферме и каждому ветеринару в стране.