В гостях у программы «Утро в Петербурге» Дмитрий Панасюк, психолог.
Людмила Ширяева, ведущая: В стране появились новые схемы мошенничества, нацеленные на школьников. Злоумышленники звонят детям, представляются школьными психологами, предлагают пройти якобы безобидный онлайн-тест и в итоге получают личные данные, пароли или доступ к банковским картам.
Николай Растворцев, ведущий: Почему подростки попадаются на такие простые уловки и как родителям защитить ребёнка не страхом, а доверием?
Людмила Ширяева, ведущая: Давно орудуют мошенники, обчищают россиян, их карманы, счета, а здесь вдруг перекинулись на детей. Как вы думаете, с чем это связано? Почему вдруг объектом стали дети?
Дмитрий Панасюк, психолог: В первую очередь, потому что это легкая нажива для мошенников. Легко втереться в доверие. Как известно, для подростка самая интересная тема – это он сам. Отсюда и появился сценарий про психологов.
Николай Растворцев, ведущий: Как родителям поговорить с детьми? Как включить в ребёнке тумблер осознанности, чтобы он не поддавался и не пытался даже общаться или играть с ними?
Дмитрий Панасюк, психолог: Помимо осознанности должна работать критика мышления. Первое, о чём нужно поговорить, что мошенники не выглядят так, как в книжках или фильмах. Это не подозрительный человек со странным голосом, который чего-то от тебя хочет. Мошенники – обычные люди, имеющие навыки социальной инженерии и психологии, они найдут к тебе ключ. Если ты считаешь, что умнее их, это не так. Если вы разговариваете с ребёнком, то будете в курсе, когда с ним свяжется мошенник. Контакт, доверительные отношения, разговоры про разные сценарии, истории знакомых, случаи из СМИ – это то, что стоит обсуждать с ребёнком.
Людмила Ширяева, ведущая: Информации очень много и интернете о том, что обманывают пенсионеров и так далее. Но дети бывают разные. Если ребёнок уже находится в этом процессе, как родителю присматриваться к нему? Может, какие-то наводящие вопросы задавать?
Дмитрий Панасюк, психолог: Лучше всегда знать, чем не знать. Какие сигналы могут быть? Первое – странности в поведении. Если вы следите за своим ребёнком, вы заметите изменения. Он становится тревожным, может закрываться от вопросов, касающихся общения. Такие вопросы не нарушают границы: С кем поговорил? Как дела? Что нового у друзей? Отвечая, ребёнок может начать что-то скрывать. Если вы чувствуете это, тогда нужно поговорить честно. Есть тревога, что что-то может произойти, потому что никто от этого не застрахован, ни один ребёнок, даже ребёнок психолога.
Николай Растворцев, ведущий: Если ребёнок прошел этот тест, попался на удочку, неважно – перевел сумму или нет. Как эмоционально поддержать ребёнка, когда он доверился и понял, что ошибся?
Дмитрий Панасюк, психолог: Первое, чего не нужно делать, – ругать. Ситуация уже случилась. От того, что вы скажете, что ребёнок – балбес, легче не станет. Нужно сказать: «Да, случилось, давай подумаем, что можем сделать вместе, чтобы компенсировать убытки и минимизировать риски». Если речь о личной информации – как её заблокировать, чтобы ей не воспользовались. Поддержка заключается в принятии: такое может произойти со всеми. Обманывают не только подростков, но и взрослых с высшим образованием. Это не про то, что ты плохой и не справился. Такое случилось, давай подумаем, что можно сделать, чтобы исправить ситуацию и не повторить её. Ребёнок должен почувствовать, что он в безопасности и его не выгонят из дома за то, что он потерял родительские деньги.
Людмила Ширяева, ведущая: В школах есть психологи, но не все дети пересекаются с ними. Многие вообще не понимают, кто это такой, как с ним общаться. Как отличить настоящего специалиста от фальшивого? Кто должен объяснить – школа или родители?
Дмитрий Панасюк, психолог: Есть универсальный способ. Задайте школьному психологу три вопроса: Как пройти в столовую? Как зовут учителя математики? Какое отчество директора? Это поможет ребёнку понять, настоящий это человек или нет.
Людмила Ширяева, ведущая: То есть проверочные вопросы надо задавать?
Дмитрий Панасюк, психолог: Да. Если он не может ответить или начинает юлить, смысл разговаривать с психологом по телефону отсутствует. Я не знаю практики, когда школьный психолог звонит ученику и предлагает пройти тест. У него есть план очной работы в школе, он вызовет в кабинет, придёт в класс. Хорошо, если ребёнок знает своего школьного психолога, которых, как правило, один или два в школе.