В гостях у программы «Утро в Петербурге» Яна Светочева, врач-уролог, менеджер проектов Офиса развития и продвижения Передовой инженерной школы «Интеллектуальные системы тераностики» Сеченовского университета.

Людмила Ширяева, ведущая: К гадалке не ходи, мы все знаем – медицина будущего всё ближе. В Сеченовском университете создали первый в России орган-фантом – модель чашечно-лоханочной системы почки, на которой можно отрабатывать малоинвазивные операции при мочекаменной болезни.

Николай Растворцев, ведущий: Фантом позволяет врачам-урологам и студентам-медикам тренироваться так, будто они проводят реальную операцию, но без риска для пациента.

Людмила Ширяева, ведущая: Проект стал частью программы «Приоритет-2030» и уже вызвал интерес не только у российских, но и у зарубежных специалистов. Что представляет собой эта разработка? Как она работает и какие перспективы открывает, обсудим с одной из создательниц. Как родилась эта идея и почему выбрана именно эта часть – чашечно-лоханочная система?

Яна Светочева, врач-уролог, менеджер проектов Офиса развития и продвижения Передовой инженерной школы «Интеллектуальные системы тераностики» Сеченовского университета: Я работаю в Сеченовском университете, менеджером в передовой инженерной школе. По образованию я врач-уролог, поэтому тесно связана с медицинским сообществом и понимаю все проблемы. Сейчас процесс обучения специалистов основан либо на животных моделях, либо на иностранных фантомах. Это сложно и дорого. Врачебное сообщество обратилось к нам в институт бионических технологий, в передовую инженерную школу с запросом: «Давайте создадим что-то своё, действительно нужное». Фантом чашечно-лоханочной системы – это вытащенная модель. Изначально это была модель четверти тела, модель почки. Она многофункциональна, предназначена для отработки манипуляций на почке, но череда модификаций привела нас к этому фантому. Он служит для отработки навыков при лечении мочекаменной болезни.

Николай Растворцев, ведущий: Если тот, кто тренируется, делает что-то неправильно, есть ли побочные эффекты? Или рядом стоит человек, который просто наблюдает? Ведь есть роботы, которые подсказывают, реагируют. Понятно, что мы говорим не о роботе, а о части тела. Но как это происходит?

Яна Светочева, врач-уролог, менеджер проектов Офиса развития и продвижения Передовой инженерной школы «Интеллектуальные системы тераностики» Сеченовского университета: Это полноценная часть, как у человека. Когда идёт операция по удалению камня, человек спит, ничего не чувствует и не реагирует. Так и здесь – все манипуляции под контролем врача. Он видит, как это происходит. Через мочевые пути заходят в почку, находят камень, дробят его лазером – это высокоточная и аккуратная хирургия. Достают камень, и человек на следующий день идёт домой. То же самое происходит и у нас: фантом устроен так же, как организм человека. Механически ткани по ощущениям точно такие же. Если что-то сделать неправильно, у человека порвётся стенка, пойдет кровь. У нас просто инструмент проваливается во внутреннюю среду.

Людмила Ширяева, ведущая: То есть реалистично, но не совсем на 100%?

Яна Светочева, врач-уролог, менеджер проектов Офиса развития и продвижения Передовой инженерной школы «Интеллектуальные системы тераностики» Сеченовского университета: Кровь мы пока не имитируем, но можно доработать. При повреждении стенки можно сделать, чтобы появлялась кровь. Пока просто проваливаемся.

Людмила Ширяева, ведущая: Как долго это создавалось? От идеи до тренинга сколько прошло времени?

Яна Светочева, врач-уролог, менеджер проектов Офиса развития и продвижения Передовой инженерной школы «Интеллектуальные системы тераностики» Сеченовского университета: Мы создаём не фантом, а технологию. Над технологией создания реалистичных тканей мы работали чуть больше года. Это быстро по меркам медицины. Мы изучили опыт зарубежных коллег, проанализировали возможности. У нас отличная команда в институте бионических технологий – инженеры, химики. Наша совместная работа, эксперименты – это ежедневный труд. Поскольку сроки были сжатые, старались сделать как можно быстрее. Самой технологии чуть больше года, а конкретно этот фантом собрали за полгода.

Людмила Ширяева, ведущая: А была возможность сравнить процесс тренировки с фантомом и реальную операцию? Насколько всё совпадает?

Яна Светочева, врач-уролог, менеджер проектов Офиса развития и продвижения Передовой инженерной школы «Интеллектуальные системы тераностики» Сеченовского университета: Совпадает полностью. Мы взяли КТ реального человека, с помощью технологий 3D-моделирования и аддитивной печати создали фантом, полностью соответствующий человеку. Есть возможность помещать в него камни, можно сделать КТ, картинка будет как у человека. Камни можно имитировать специальным цементом, а можно использовать настоящие, если их достать.

Николай Растворцев, ведущий: Вы врач, оперирующий хирург. Насколько важно для будущих врачей такое погружение? Какие ощущения у человека, который сначала работает с фантомом, а потом с живым пациентом? В идеале не должно быть отличий в профессионализме.

Яна Светочева, врач-уролог, менеджер проектов Офиса развития и продвижения Передовой инженерной школы «Интеллектуальные системы тераностики» Сеченовского университета: Очень важно обучать студентов максимально полноценно. Книга – это хорошо, работа у постели больного – тоже, но хочется что-то потрогать. Раньше это было возможно только на животных, но сейчас многие против. А с фантомом можно посмотреть, как устроен человек, какая у него анатомия, что он умеет делать. Можно взять инструмент, никому не навредив, но получив навык. Самое главное для хирурга – уверенность. Подошёл к столу – думать нельзя, нужно действовать. Эта уверенность складывается из таких навыков. Мы даём возможность молодым специалистам и студентам практиковаться. А также действующим врачам, потому что многие из них не владеют современными методами хирургии. Их обучение и переобучение очень важно.

Николай Растворцев, ведущий: Есть ли у вас уже заказ на следующие органы или операции?

Яна Светочева, врач-уролог, менеджер проектов Офиса развития и продвижения Передовой инженерной школы «Интеллектуальные системы тераностики» Сеченовского университета: Органов много.

Николай Растворцев, ведущий: Не называя конкретно, что следующее?

Яна Светочева, врач-уролог, менеджер проектов Офиса развития и продвижения Передовой инженерной школы «Интеллектуальные системы тераностики» Сеченовского университета: У нас уже есть линейка продуктов – первый в России фантом предстательной железы, почки, чашечно-лоханочной системы. Когда врачи слышат, что мы сделали для кого-то, а у нас большая клиническая база, они приходят и говорят: «Мы тоже хотим». Мы работаем над новыми разработками – фантомом лица для косметологов, фантомами суставов и другими проектами. Подробности пока секрет.